г. Тюмень |
|
14 июня 2012 г. |
Дело N А81-851/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю на определение о прекращении производства по заявлению от 09.02.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Назметдинова Р.Б.) и постановление от 17.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Тетерина Н.В., Веревкин А.В., Смольникова М.В.) по делу N А81-851/2010 о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Севертрубопроводстрой" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, 14-й пр. ИНН 8903002846, ОГРН 1028900578068) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 62, 451, ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 152 311 руб.
В заседании принял участие путем использования систем видеоконференц-связи представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю Курбатов В.В. по доверенности от 03.08.
С у д у с т а н о в и л:
решением от 28.04.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа открытое акционерное общество "Севертрубопроводстрой" (далее - ОАО "Севертрубопроводстрой", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
14.10.2011 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 152 311 руб.
Определением от 09.02.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, производство по заявлению управления прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Управление считает ошибочным вывод судов об отсутствии у него права на предъявление заявления о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку Росприроднадзор и его территориальные органы являются администраторами спорных платежей и наделены полномочиями на взыскание задолженности по платежам в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Севертрубопроводстрой" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прекращая производство по заявлению управления о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 152 311 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к обязательным платежам, требования по которым в деле о банкротстве уполномочена представлять Федеральная налоговая служба. Суды пришли к выводу, что управление не является лицом, наделенным правом на обращение в рамках дела о банкротстве с требованием об уплате обязательных платежей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного закона: кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В силу статьи 34 Закона о банкротстве к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся уполномоченные органы.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - постановление N 257) уполномоченным органом в целях обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, определена Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Указанным Положением также определено, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду подпадают под определенное в статье 2 Закона о банкротстве понятие обязательных платежей, требования по которым в деле о банкротстве уполномочена представлять Федеральная налоговая служба, являются правомерными.
Учитывая, что управление не является лицом, наделенным правом на обращение в рамках дела о банкротстве с требованием об уплате обязательных платежей, суд первой инстанции прекратил производство по заявлению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы управления о наличии у него права на обращение в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
То обстоятельство, что Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют функции администраторов доходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, само по себе не наделяет их специальным правом на участие в деле о банкротстве от имени Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о банкротстве, пунктом 9 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением N 257, федеральные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать (по запросу уполномоченного органа) в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
Следовательно, права федеральных органов исполнительной власти, имеющих требования к должнику по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, ограничены участием в судебных заседаниях по рассмотрению требований Российской Федерации, от имени которой в любом случае выступает уполномоченный орган.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 09.02.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-851/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду подпадают под определенное в статье 2 Закона о банкротстве понятие обязательных платежей, требования по которым в деле о банкротстве уполномочена представлять Федеральная налоговая служба, являются правомерными.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о банкротстве, пунктом 9 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением N 257, федеральные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать (по запросу уполномоченного органа) в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2012 г. N Ф04-2780/12 по делу N А81-851/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2780/12
28.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-143/13
13.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2780/12
15.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-143/13
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2780/12
14.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2780/12
17.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2612/12
04.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2669/12
04.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2612/12
04.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1515/11
09.02.2012 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-851/10
27.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9423/11
21.11.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9423/11
25.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3953/11
20.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1515/11
22.02.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1515/11
01.02.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1515/11