г. Тюмень |
|
15 июня 2012 г. |
Дело N А46-14084/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.
судей Гудыма В.Н.
Клиновой Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Омской области на решение от 26.12.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Аристова Е.В.) и постановление от 26.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Рябухина Н.А., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-14084/2011 по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" (Омская область, г. Омск, ул. Энергетиков, 17 а, ИНН 5501041575, ОГРН 1025500521848) к Военному комиссариату Омской области (Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, 14, ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 180 526,65 руб.
Суд установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3" (далее - Больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Омской области (далее - Военный комиссариат) о взыскании 180 526, 65 руб. задолженности.
Решением от 26.12.2011 Арбитражного суда Омской области требования Больницы удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 26.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, с Военного комиссариата взыскано в пользу Больницы 12 621,90 руб. задолженности за ноябрь и декабрь 2008 года, 448,51 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Военный комиссариат обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
В кассационной жалобе заявитель указал, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу при участии указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению страховыми взносами). В этой связи Военный комиссариат не может нести расходы, не предусмотренные объемом финансирования и перечислять денежные средства по КОСГУ 213.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Между Больницей и Военным комиссариатом в период 2007 - 2011 заключены договоры от 10.12.2007, 11.01.2010 N 1, 17.07.2011 N 1 о предоставлении медицинских услуг.
По условиям пунктов 1.1, 1.3 договора 10.12.2007 Больница, будучи исполнителем, обязалась предоставить заказчику - Военному комиссариату услуги по медицинскому обеспечению исполнения воинской обязанности (в призывной комиссии округа, в комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет) в период с 08.01.2008 по 31.12.2008.
В соответствии с пунктом 2.5 названного договора Военный комиссариат компенсирует расходы, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачей-специалистов и среднему медицинскому персоналу, привлекаемых для работы в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора.
В пункте 3.4 договора о предоставлении медицинских услуг от 10.12.2007 указано, что заказчик возмещает исполнителю расходы, указанные в пункте 1.1 настоящего договора, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств по соответствующей статье бюджетной классификации и лицевого счета отдела Военного комиссариата.
Предметом названного договора является организация совместной деятельности по проведению мероприятий, связанных с обеспечением воинской обязанности.
В целях реализации Закона о воинской обязанности и военной службе Больницей оказаны соответствующие медицинские услуги для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях в период ноябрь, декабрь 2008 года, истцом были направлены для работы в призывной комиссии 2 врача-специалиста и 3 медицинских сестры.
На оплату оказанных услуг истцом выставлены в соответствии с пунктами 3.3. договоров счета-фактуры, которые, по утверждению истца, оплачены не в полном объеме, в связи с чем размер не возмещенных ответчиком расходов составил за ноябрь, декабрь 2008 - 12 621,90 руб.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что компенсации подлежит фактически произведенные выплаты среднего заработка с начислениями на фонд оплаты труда в отношении 2008 год.
Суды не учли следующего.
Заключенный между сторонами договор обеспечивает реализацию Правил компенсации расходов, понесенных организациями в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога", разъяснено, что при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Таким образом, не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
Вместе с тем, согласно Закону о воинской обязанности и военной службе работники, участвующие в работе комиссии медицинского освидетельствования призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов.
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Закона о воинской обязанности и военной службе.
Пунктом 3 Правил компенсации расходов предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены названными Правилами и фактически произведены Военным комиссариатом, участие в ней для поликлиники не создает. Уплата единого социального налога с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности Военного комиссариата.
Данная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2009 N 440/09.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований в части 12 621,90 руб. следовало отказать.
Судебные расходы распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с чем понесенные расходы Военного комиссариата подлежат взысканию с Больницы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 26.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14084/2011 отменить в части удовлетворения требований в сумме 12 621,90 рублей.
В удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" в пользу Военного комиссариата Омской области 448,51 руб. судебных расходов и 2 000 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Комкова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога", разъяснено, что при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Таким образом, не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
Вместе с тем, согласно Закону о воинской обязанности и военной службе работники, участвующие в работе комиссии медицинского освидетельствования призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
...
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Закона о воинской обязанности и военной службе."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2012 г. N Ф04-2336/12 по делу N А46-14084/2011