г. Тюмень |
|
15 июня 2012 г. |
Дело N А67-5207/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Григорьева Д.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Тепловой А.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дворец зрелищ и спорта" на решение от 23.01.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Афанасьева Е.В.) и постановление от 11.04.2012 Седьмого апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-5207/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Дворец зрелищ и спорта" (634034, г. Томск, ул. Красноармейская, 126, ОГРН 1027000897945, ИНН 7018024132) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1, ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 8, ИНН 7017018626, ОГРН 1027000863251) о признании незаконными: письма от 28.01.2010 N 01-17/104 "О внесении сведений о земельных участках в ГКН", оценочной описи приложения "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 28.01.2010; действий, совершенных 03.02.2010 ФБУ Кадастровая палата по Томской области, связанных с изменением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:2160200024:0266, 70:21:0200024:0267, 70:21:0200024:0268, 70:21:0200024:0269, 70:21:0200024:0270, 70:21:0200024:0271, 70:21:0200024:0272 на основании письма от 28.01.2010 N 01-17/104; бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по не уведомлению об обнаружении технической ошибки и изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества "Дворец зрелищ и спорта", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "Дворец зрелищ и спорта" (далее - ЗАО "ДЗиС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Росреестр), к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Томской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата") о признании незаконными, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, письма Росреестра от 28.01.2010 N 01-17/104 "О внесении сведений о земельных участках в ГКН"; оценочной описи приложения "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 28.01.2010, утвержденной руководителем Управления Роснедвижимости по Томской области; незаконными совершенных 03.02.2010 действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Томской области, связанных с изменением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200024:0266, 70:21:0200024:0267, 70:21:0200024:0268, 70:21:0200024:0269, 70:21:0200024:0270, 70:21:0200024:0271, 70:21:0200024:0272, на основании письма от 28.01.2010 N 01-17/104; признании незаконным бездействия Управления Росреестра по не уведомлению об обнаружении технической ошибки и изменении кадастровой стоимости земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в сведения об указанных земельных участках по данным на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Томской области от 23.01.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 в удовлетворении заявленных ЗАО "ДЗиС" требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "ДЗиС" просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Дворец зрелищ и спорта" являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 126 с кадастровым номером 70:21:0200024:0213, на основании решения от 20.08.2009 произвел разделение этого единого земельного участка на семь земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет 01.09.2009 по заявке уполномоченного заявителем лица о постановке земельных участков на учет от 26.08.2009 N 7021/103/09-3046, о чем выданы кадастровые паспорта.
В свидетельствах о государственной регистрации права на эти земельные участки, выданных в декабре 2009 года, указано разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий и сооружений.
В результате раздела образованы и прошли государственный кадастровый учет земельные участки: 70:21:0200024:0266 площадью 4786 кв.м с кадастровой стоимостью 36 954 476,82 руб.; 70:21:0200024:0267 площадью 10 039 кв.м с кадастровой стоимостью 77 514 833,43 руб.; 70:21:0200024:0268 площадью 11 928 кв.м с кадастровой стоимостью 92 100 501,36 руб.; 70:21:0200024:0269 площадью 2726 кв.м с кадастровой стоимостью 21 048 454,62 руб.; 70:21:0200024:0270 площадью 2205 кв.м с кадастровой стоимостью 17 025 620,85 руб.; 70:21:0200024:0271 площадью 1460 кв.м с кадастровой стоимостью 11 273 200,2 руб.; 70:21:0200024:0272 площадью 2084 кв.м кадастровой стоимостью 16 091 335,08 руб.
При постановке на кадастровый учет 01.09.2009 г.. определены характеристики каждого участка, исходя из площади и вида разрешенного использования.
Из кадастровых дел, кадастровых паспортов, актов определения кадастровой стоимости следует, что при кадастровом учете и определении кадастровой стоимости земельных участков от 01.09.2009 использован средний удельный показатель кадастровой стоимости первоначального земельного участка, определенный на основании Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г.. N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков составе земель населенных пунктов Томской области" в составе приложения N 1 по состоянию на 01.01.2007.
В дальнейшем заявитель обратился в Управление Роснедвижимости по Томской области с запросом о проведении исследования и определения вида разрешенного использования, а также определении фактического использования шести из семи указанных земельных участков.
09.10.2009 сотрудники Управления Роснедвижимости по Томской области совместно с ЗАО "Дворец зрелищ и спорта" провели обследование земельных участков расположенных по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 126 с кадастровыми номера-ми 70:21:0200024:0266, 70:21:0200024:0267, 70:21:0200024:0269, 70:21:0200024:0270, 70:21:0200024:0272.
20.10.2009 составлено пять актов установления фактического использования земельных участков, 28.10.2009 г.. составлена Оценочная опись. Приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков", где рассчитана кадастровая стоимость исходя из фактического использования земельных участков от 20.10.2009 и Оценочная опись. Приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 28.10.2009 утверждены должностным лицом Управления Роснедвижимости по Томской области, начальником территориального отдела О.С. Опариным.
28.10.2009 Управлением Роснедвижимости по Томской области в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области направлено письмо N 01-17/1259 "О внесении сведений о земельных участках в ГКН" с приложением актов установления фактического использования земельных участков от 20.10.2009 и Оценочная опись. Приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 28.10.2009.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области на основании указанных документов внесены изменения в сведения, содержащиеся в ГКН о данных земельных участках, в частности изменена кадастровая стоимость, после чего, 18.11.2009 заявителю выданы кадастровые паспорта вышеуказанных пяти земельных участков с указанием кадастровой стоимости, которая меньше ранее указанной в ГКН, при неизменности вида разрешенного использования.
В дальнейшем кадастровая стоимость изменена на основании письма Управления Роснедвижимости по Томской области от 28.01.2010 N 01-17/104 "О внесении сведений о земельных участках в ГКН" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200024:0266, 70:21:0200024:0267, 70:21:0200024:0269, 70:21:0200024:0270, 70:21:0200024:0271, 70:21:0200024:0272, к которому была приложена Оценочная опись. Приложение "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 28.01.2010, в соответствии с которым в государственном кадастре недвижимости восстановлены сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков первоначально установленные 01.09.2009 и внесены в ГКН при постановке данных земельных участков на кадастровый учет.
В связи с чем, заявителю Управлением Роснедвижимости направлено письмо от 21.01.2010 N 01-17/52 об отзыве ранее направленного письма от 28.10.2009 N 01-17/1259 "О внесении сведений о земельных участках в ГКН" с исполнения, с рекомендацией ЗАО "Дворец зрелищ и спорта" обратиться в Администрацию г. Томска с заявлением о принятии решения по изменению вида разрешенного использования вновь образованных земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения части 2 статьи 1, статьи 4, статьи 16 и статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (Приказ от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что в 2009 году порядок обращения за осуществлением кадастрового учета изменений сведений о виде разрешенного использования соблюден не был ни по форме, ни по содержанию заявления, ни в части требований о представлении соответствующих документов, в связи с чем, оснований для кадастрового учета изменения сведений о видах разрешенного использования у органа кадастрового учета не было.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.
Поскольку, согласно приведенным нормам права государственным кадастровым учетом подтверждается существование объекта недвижимости как объекта гражданских прав, действия уполномоченного органа по осуществлению учета изменений уникальных характеристик данного объекта могут повлечь изменение содержания прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Перечень лиц, имеющих право обращаться с заявлениями в органы, осуществляющие кадастровый учет, порядок представления заявителем документов для проведения кадастрового учета, а также перечень документов, необходимых для совершения действий по учету, определены статьями 20 - 22 Закона N 221-ФЗ.
При таких обстоятельствах, как правомерно указано судом первой инстанции и поддержано апелляционной инстанцией, со ссылкой на положения статьи 16 Закона N 221-ФЗ письмо заявителя от 07.10.2009 г.. в адрес Управления Роснедвижимости об установлении фактического использования земельных участков, не является заявлением о кадастровом учете и о кадастровом учете изменения кадастровой стоимости, равно как и акты фактического использования земельных участков, в связи с чем, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для кадастрового учета изменений сведений о разрешенном использовании, в связи с отсутствием соответствующих документов в порядке статей 35, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в данном случае предусмотренной частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания действий и решения органов, осуществляющих публичные полномочия незаконным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, не опровергают выводы судов, основаны на иной оценке доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не является основанием для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
У суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для иной оценки доказательств и обстоятельств по делу.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда и их нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
При разрешении настоящего спора арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено.
Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.01.2012 арбитражного суда Томской области и постановление от 11.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5207/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.
...
Перечень лиц, имеющих право обращаться с заявлениями в органы, осуществляющие кадастровый учет, порядок представления заявителем документов для проведения кадастрового учета, а также перечень документов, необходимых для совершения действий по учету, определены статьями 20 - 22 Закона N 221-ФЗ.
При таких обстоятельствах, как правомерно указано судом первой инстанции и поддержано апелляционной инстанцией, со ссылкой на положения статьи 16 Закона N 221-ФЗ письмо заявителя от 07.10.2009 г.. в адрес Управления Роснедвижимости об установлении фактического использования земельных участков, не является заявлением о кадастровом учете и о кадастровом учете изменения кадастровой стоимости, равно как и акты фактического использования земельных участков, в связи с чем, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для кадастрового учета изменений сведений о разрешенном использовании, в связи с отсутствием соответствующих документов в порядке статей 35, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2012 г. N Ф04-2513/12 по делу N А67-5207/2011