г. Тюмень |
|
22 июня 2012 г. |
Дело N А70-8454/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение от 22.11.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 12.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8454/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Универсам" (625048, г. Тюмень, ул. Республики, 90, ИНН 7202063239, ОГРН 1037200551630) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Володарского, 48, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) о признании незаконным отказа N 110811014/10-1 Департамента имущественных отношений Тюменской области в корректировке границ земельного участка от 11.08.2011, об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области произвести корректировку границ дополнительного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:638 по адресу: Тюмень, ул. Республики, 90, стр. 1.
В заседании приняли участие представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. по доверенности от 13.12.2011 N 16073/08-3.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Универсам" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным отказа в корректировке границ земельного участка от 11.08.2011 N 110811014/10-1 и об обязании Департамента произвести корректировку границ дополнительного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:638 по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, стр. 1.
Решением от 22.11.2011, оставленным без изменения постановлением от 12.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что корректировка границ спорного земельного участка была произведена обществом самовольно. Указывает, что судами не был рассмотрен вопрос о принадлежности обществу объекта недвижимости, под которым сформирован земельный участок.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы, просило принятые решение и постановление оставить без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:02 18 006:0021 площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, строение 1.
Обществом проведены работы по реконструкции здания, расположенного на указанном выше земельном участке. В ходе проведения работ у заявителя возникла необходимость получения в аренду двух дополнительных земельных участков для размещения входных групп реконструируемого здания.
В этих целях проведены кадастровые работы по установлению границ испрашиваемых земельных участков площадью 8 кв. м (кадастровый номер 72:23:0218006:638) и 18 кв. м (кадастровый номер 72:23:0218006:637).
Общество в установленном порядке обратилось с заявлением о предварительном согласовании ему дополнительных земельных участков. Вопрос их предоставления был положительно согласован Совместной комиссией по выработке решений о представлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, но не был своевременно решён Департаментом.
Бездействие Департамента явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о признании бездействия незаконным.
Вступившим в законную силу решением от 14.08.2009 заявленные требования были удовлетворены, оспариваемое бездействие признано незаконным. Суд обязал Департамент издать распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения дополнительных земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, для размещения входных групп под реконструируемое здание по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 90, строение 1.
Распоряжением Департамента от 22.01.2010 N 58-з обществу предварительно согласовано место размещения входных групп под реконструируемое здание (дополнительные земельные участки) согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 11.11.2009 N 7223/201/09/24895, площадью 8 кв. м.
Решением Департамента от 25.08.2010 N 1375-з предварительно согласованный земельный участок был предоставлен обществу в аренду.
В процессе подготовки документов для сдачи реконструированного здания в эксплуатацию выяснилось, что площадь и местоположение предоставленных дополнительных земельных участков не полностью соответствует местоположению одной из входных групп вследствие ошибок, допущенных при проведении землеустроительных работ.
После внесения в государственный земельный кадастр сведений об исправлении кадастровых ошибок общество обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в договор аренды от 15.06.2011 земельного участка от 31.08.2010 N 23-10/999 (землеустроительное дело N 23-9818) в отношении площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 90, строение 1, кадастровый номер 72:23:02180006:638.
Письмом от 23.06.2011 N 110623026/10-4 Департамент сообщил обществу о необходимости обращения с заявлением о корректировке границ земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент направил обществу письмо от 11.08.2011 N 110811014/10-1 в котором сообщил, что не вправе откорректировать границы земельного участка для строительства входных групп под реконструируемое здание (дополнительный земельный участок) в г. Тюмени по ул. Республики, 90, строение 1 в связи с принятием Совместной комиссией по выработке решений о представлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам от 26.07.2011 об отказе в корректировке границ земельного участка ориентировочной площадью 16 кв. м и об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует предельным параметрам, установленным статьёй 55 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, а также вид разрешённого использования испрашиваемого земельного участка не соответствует видам разрешённого использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки г. Тюмени для территориальной зоны Ж-1.
Полагая, что отказ Департамента в корректировке границ земельного участка является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в дело доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, приняв во внимание то, что расхождение относительно площади земельного участка, полученной по координатам характерных точек границ после их уточнения, возникло не в результате действий общества, а обусловлено кадастровой ошибкой, допущенной кадастровым инженером при проведении землеустроительных работ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:638 с учётом того, что результаты исправления кадастровой ошибки в установленном порядке внесены в государственный кадастр. Придя к выводу, что соответствующим образом должны быть откорректированы и все неверные данные о параметрах земельного участка в правоустанавливающих документах уполномоченных государственных органов без изменения их содержания по существу, удовлетворил заявленные обществом требования.
При этом заметил, что испрашиваемая обществом корректировка границ дополнительного земельного участка по факту не повлекла занятие новой городской территории, следовательно, не могла нарушить чьи-либо права.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, поддержал выводы суда первой инстанции, обоснованно указал, что обязанность предоставить дополнительные земельные участки для размещения входных групп реконструируемого здания по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 90, строение 1, была возложена на Департамент вступившим в законную силу решением по делу А70-6881/2009.
Также суды указали, что испрашиваемая заявителем корректировка границ земельного участка приведёт к упорядочиванию отношений, фактически сложившихся между Департаментом и обществом по использованию земельных участков.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 ААПК РФ арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.
Статьёй 28 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре) предусмотрена возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок.
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре установлено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 названного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре одним из необходимых документов для кадастрового учёта является межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учёте части земельного участка или кадастровом учёте в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьёй 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учётом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
На основании пункта 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьёй 71 АПК РФ надлежащею правовую оценку, удовлетворяя заявленные требования, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены кассационной инстанцией и подлежат отклонению, поскольку не содержат аргументов, опровергающих выводы апелляционного суда.
По существу доводы направлены на переоценку правильно установленных апелляционным судом фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.11.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8454/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
На основании пункта 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2012 г. N Ф04-2560/12 по делу N А70-8454/2011