г. Тюмень |
|
27 июня 2012 г. |
Дело N А46-1408/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" на решение от 12.04.2012 Арбитражного суда Омской области (судьи Крещановская Л.А., Третинник М.А., Стрелкова Г.В.) по делу N А46-1408/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" (644043, город Омск, улица Чапаева, 71, ИНН 5503068565, ОГРН 1025500737437) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) об оспаривании нормативного правового акта.
В заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" - Коротков Н.С. (доверенность от 10.05.2012), Региональной энергетической комиссии Омской области - Муранова Т.В. (доверенность от 10.01.2012) и Ванюкова Ю.А. (доверенность от 11.01.2012).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Электротехнический комплекс" (далее - ОАО "ЭТК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) о признании не соответствующим пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 2, 9, 16, 29, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и не действующим Приказа от 30.11.2011 N 407/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "ЭТК".
Решением от 12.04.2012 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных ОАО "ЭТК" требований отказано.
Приказ РЭК Омской области от 30.11.2011 N 407/59 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "ЭТК" признан соответствующим части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 2, 9, 16, 29, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В кассационной жалобе ОАО "ЭТК", ссылаясь на неправильное применение Арбитражным судом Омской области пунктов 2, 3, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 2, 9, 16, 29, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Омской области, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемый ОАО "ЭТК" судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЭТК" 28.04.2011 обратилось в РЭК Омской области с заявлениями N Э01/383, Э01/384 и N Э01/385 об открытии дела об установлении экономически обоснованного размера платы (тарифа) за услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "ЭТК" на 2012 год от теплоисточников общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (далее - ООО "ТГК"), расположенных по адресам: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97 и ул. 30-я Северная, 65/1.
Извещением от 26.05.2011 N 11/РЭК-1716 РЭК Омской области сообщила заявителю об открытии дела по установлению тарифов и запросила документы, подтверждающие обоснованность расходов.
По результатам рассмотрения представленных ОАО "ЭТК" документов РЭК Омской области издан Приказ от 30.11.2011 N 407/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО "ЭТК", который опубликован в издании "Омский вестник" от 16.12.2011 N 55.
ОАО "ЭТК", полагая, что данный Приказ РЭК Омской области не соответствует пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 2, 9, 16, 29, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из того, что соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон о теплоснабжении), пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) при регулировании тарифов, на усмотрение регулирующего органа, применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен и тарифов осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) теплоносителя для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Из содержания пункта 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пункта 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), следует, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Под необоснованными расходами в Методических указаниях понимаются расходы, не включенные органом регулирования в тарифы на энергию, обоснованность которых не доказана органу регулирования.
В состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке согласно подпункту 1 пункта 29 Основ ценообразования, включаются расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам на проведение регламентных работ.
Пунктом 36 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулирующие органы используют:
-регулируемые государством тарифы (цены);
-цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
-официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанные данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что на предложение РЭК Омской области о представлении документов, подтверждающих расходы, ОАО "ЭТК" были представлены: копия договора с ООО "ТГК" от 01.01.2010 на обслуживание и ремонт тепловых сетей N 410002 с дополнительными соглашениями от 01.07.2010 N 1 и от 31.12.2010 N 2, сводный расчет расходов ООО "ТГК" на содержание тепловых сетей ОАО "ЭТК" на 2012 год, подписанный генеральным директором ООО "ТГК" и согласованный с директором ОАО "ЭТК".
Вместе с этим в нарушение подпункта 2 пункта 36 Основ ценообразования заявителем не представлены сведения, подтверждающие проведение конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, в результате которых был заключен договор подряда от 01.01.2010 N 410002.
Из содержания пункта 4.2 договора подряда в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.01.2010 N 410002 следует, что в стоимость работ по договору включены расходы, утвержденные в тарифах ОАО "ЭТК" на поставку тепловой энергии от котельной расположенной по ул. 22 Партсъезда, 97 и от котельной расположенной по ул. 30-я Северная, 65/1.
Расчет стоимости работ приведен в приложении N 5 к указанному договору подряда. В примечании к приложению N 5 указано, что расчет стоимости работ произведен согласно затратам, утвержденным РЭК Омской области в тарифах ОАО "ЭТК" на поставку тепловой энергии от котельной по ул. 22 Партсъезда, 97 и от котельной по ул. 30-я Северная, 65/1.
В письме N Э01/579 от 16.06.2011 ОАО "ЭТК" сообщило, что договоры на проведение ремонтов тепловых сетей заключаются предприятием в пределах тарифных решений, после утверждения потребных объемов их финансирования в тарифах на 2012 год.
Из сводного расчета, подписанного руководителем ООО "ТГК" и согласованного с руководителем ОАО "ЭТК" следует, что суммы общехозяйственных цеховых расходов и прибыли сводного расчета соответствуют суммам вышеуказанных расходов, отнесенных ООО "ТГК" после распределения по видам деятельности на вид деятельности "содержание сетей ОАО "ЭТК". Суммы цеховых, общехозяйственных расходов и прибыли ООО "ТГК" откорректированы в пределах экономически обоснованных расходов и распределены по видам деятельности согласно учетной политике предприятия, в том числе и на содержание сетей ОАО "ЭТК".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что РЭК Омской области был правомерно применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) и отказал в удовлетворении требований заявителя.
Принимая во внимание, что выводы Арбитражного суда Омской области не противоречат упомянутым нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого ОАО "ЭТК" судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.04.2012 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1408/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "ЭТК", полагая, что данный Приказ РЭК Омской области не соответствует пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 2, 9, 16, 29, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из того, что соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон о теплоснабжении), пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) при регулировании тарифов, на усмотрение регулирующего органа, применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
...
Из содержания пункта 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и пункта 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), следует, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. N Ф04-2489/12 по делу N А46-1408/2012