г. Тюмень |
|
26 июня 2012 г. |
Дело N А46-708/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пелевиной О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) на решение от 07.07.2011 Арбитражного суда Омской области судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 29.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-708/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромСервис" (644029, Омская область, город Омск, проспект Мира, 48 а, ОГРН 1095543026589, ИНН 5501220077) к отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, территориальному отделу надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконными бездействий.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический инновационный центр "Пожнефтегазпроект-М" (117312, город Москва, улица Вавилова, 53, 1, ОГРН 1097746135233, ИНН 7736601349).
В судебном заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" - Фатеев М.М. по доверенности от 01.06.2012, Царьков В.Н. директор, протокол от 30.06.2011; от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по омской области - Амельченко В.А. по доверенности от 11.01.2012 N 195-11-1, Терешина В.Г. по доверенности от 11.01.2012 N 197-11-1.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСервис" (далее - ООО "ПромСервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности ЦАО г. Омска), отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности САО г. Омска), отдела надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности ОАО г. Омска), отдела надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности КАО г. Омска), территориального отдела надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности Омского района), выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а; г. Омск, ул. Химиков, 56; г. Омск, ул. Панфилова, 3; г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28; Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, на основании независимой оценки пожарного риска, которую проводило общество с ограниченной ответственностью "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (далее - ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М") (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 от 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС.
Также общество просило обязать указанные отделы надзорной деятельности выдать заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС, на основании независимой оценки пожарного риска, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области с выводом о выполнении условий соответствия объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС.
Решением от 07.07.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС по Омской области), ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций, норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
ГУ МЧС по Омской области считает, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав общества при осуществлении его предпринимательской деятельности.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ООО "ПромСервис" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании договоров, заключенных с ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М", осуществило оценку соответствия объектов: ПАГЗС, расположенных по адресам: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а; г. Омск, ул. Химиков, 56; г. Омск, ул. Панфилова, 3; г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28; Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, в результате чего получило положительные заключения о независимой оценке пожарного риска от 28.09.2010 N 16, от 20.08.2010 N 21, от 13.08.2010 N 20, от 12.07.2010 N 12, от 10.08.2010 N 19 соответственно.
ООО "ПромСервис" 22.10.2010 обратилось в отдел государственного пожарного надзора ЦАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора КАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора ОАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора САО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора Омского района с заявлениями о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС по указанным выше адресам.
Поскольку общество не получило от заинтересованных лиц заключения о соответствии, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходили из того, что в силу прямого указания пункта 74 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, заинтересованные лица обязаны были выдать ООО "ПромСервис" соответствующие заключения, поскольку им представлены заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, являющиеся достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального права и соблюдении процессуальных норм.
Статья 3 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусматривает, что продукция и связанные с ней процессы должны отвечать требованиям безопасности и качества.
Для реализации указанных целей, как устанавливают статьи 6, 7 Закона N 184-ФЗ должен быть принят технический регламент.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ, технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Согласно статье 144 Закона N 123-ФЗ независимая оценка пожарного риска является формой оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила).
Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.
В заключении указываются, в том числе, результаты проведения независимой оценки пожарного риска и вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (пункт 6 Правил).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), пунктом 74 которого установлено, что представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, что в подтверждение обеспечения пожарной безопасности ООО "ПромСервис" представило заинтересованным лицам положительные заключения ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" о независимой оценке пожарного риска от 28.09.2010 N 16, от 20.08.2010 N 21, от 13.08.2010 N 20, от 12.07.2010 N 12, от 10.08.2010 N 19, согласно которым спорные объекты, принадлежащие обществу, соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности,
Материалами дела подтверждается, что ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" аккредитовано в качестве организации, осуществляющей деятельность по проведению независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 от 23.10.2009).
Факт отсутствия у общества нарушений пожарной безопасности по спорным объектам установлен вступившими в законную силу решениями от 20.01.2011, от 11.03.2011, от 04.04.2011 Советского районного суда г. Омска, которые в силу части 3 статьи 69 АПК РФ обязательны для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, установили, что общество выполнило все организационно-технические мероприятия, представив в уполномоченные территориальные органы пожарного надзора по месту расположения объектов заявление о выдаче заключения о соответствии, а также экспертные заключения ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" по каждому объекту.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, заинтересованные лица обязаны были рассмотреть заявление общества, направив ответ не позднее истечения 30 дней.
Судами обеих инстанций установлено, что в установленный срок заинтересованные лица не рассмотрели по существу заявления общества.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны заинтересованных лиц допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО "ПромСервис", что создает препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности общества.
Поскольку нарушение прав ООО "ПромСервис" состоит в том, что заинтересованные лица в установленный срок не рассмотрели его заявление, суд правомерно обязал отдел государственного пожарного надзора ЦАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора КАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора ОАО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора САО г. Омска, отдел государственного пожарного надзора Омского района выдать обществу заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию ГУ МЧС по Омской области, изложенную в апелляционной жалобе, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы арбитражных судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.07.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-708/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), пунктом 74 которого установлено, что представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
...
Факт отсутствия у общества нарушений пожарной безопасности по спорным объектам установлен вступившими в законную силу решениями от 20.01.2011, от 11.03.2011, от 04.04.2011 Советского районного суда г. Омска, которые в силу части 3 статьи 69 АПК РФ обязательны для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
...
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2012 г. N Ф04-2480/12 по делу N А46-708/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13668/12
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13668/12
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2480/12
29.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6554/11
07.07.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-708/11