город Омск |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А46-708/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6554/2011) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2011 по делу N А46-708/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромСервис" (ОГРН 1095543026589) к отделу надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отделу надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, территориальному отделу надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический инновационный центр "Пожнефтегазпроект-М",
о признании незаконными бездействий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Амельченко В.А., предъявлено удостоверение, по доверенности N 195-11-1 от 11.01.2012 сроком действия до 31.12.2012; Терешина В.Г., предъявлено удостоверение, по доверенности N 197-11-1 от 11.01.2012 сроком действия до 31.12.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "ПромСервис" - директор Саньков В.Н., предъявлен паспорт, приказ N 1 от 01.07.2011; Фатеев М.М., предъявлен паспорт, по доверенности от 20.09.2011 сроком действия 3 года;
от отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от отдела надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от отдела надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический инновационный центр "Пожнефтегазпроект-М" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСервис" (далее по тексту - ООО "ПромСервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просило признать незаконными:
- бездействия отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а, на основании независимой оценки пожарного риска N 16 от 28.09.2010, которую проводила ОП ООО
"НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а;
- бездействия отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Химиков, 56, на основании независимой оценки пожарного риска N 21 от 20.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Химиков, 56;
- бездействия отдела надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Панфилова, 3, на основании независимой оценки пожарного риска N 20 от 13.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Панфилова, 3;
- бездействия отдела надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28 на основании независимой оценки пожарного риска N 12 от 12.07.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28;
- бездействия территориального отдела надзорной деятельности Омского района
Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, выразившиеся в невыдаче до настоящего момента ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, на основании независимой оценки пожарного риска N 19 от 10.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая.
Также заявитель просил обязать отдел надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области выдать ООО "ПромСервис" заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а, на основании независимой оценки пожарного риска N 16 от 28.09.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300, выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а;
- отдел надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области выдать ООО "ПромСервис" заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Химиков, 56, на основании независимой оценки пожарного риска N 21 от 20.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Химиков, 56;
- отдел надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области выдать ООО "ПромСервис" заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Панфилова, 3 на основании независимой оценки пожарного риска N 20 от 13.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Панфилова, 3;
- отдел надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска
Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области выдать ООО "ПромСервис" заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28, на основании независимой оценки пожарного риска N 12 от 12.07.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28;
- территориальный отдел надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области выдать ООО "ПромСервис" заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, на основании независимой оценки пожарного риска N 19 от 10.08.2010, которую проводила ОП ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" филиал по Омской области (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 выдано 23.10.2009) с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты ПАГЗС, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая (требования сформулированы с учетом их уточнения заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2011 по делу N А46-708/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции первой инстанции признал незаконными бездействия заинтересованных лиц, выразившиеся в невыдаче ООО "ПромСервис" заключений о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в силу прямого указания пункта 74 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, заинтересованные лица обязаны были выдать ООО "ПромСервис" соответствующие заключения, поскольку Обществом были представлены заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, являющиеся достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - Главное управление) обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2011 по делу N А46-708/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
В обоснование апелляционной жалобы Главное управление указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы утверждает, что заинтересованные лица обоснованно не выдали ООО "ПромСервис" заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объектов защиты ПАГЗС, поскольку представленные Обществом заключения независимой оценке пожарного риска не являются основанием для выдачи указанных заключений.
В дополнениях к апелляционной жалобе Главное управление указало, что заявитель не доказал, что оспариваемые им бездействия нарушают его права и законные интересы либо препятствуют осуществлению Обществом предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители Главного управления поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе решение суда первой инстанции просят отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.
До начала судебного заседания от Главного управления поступило письменное ходатайство о назначении судебной экспертизы об установлении соответствия нормам и требованиям пожарной безопасности АГЗС, принадлежащих ООО "Промсервис", расположенных по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 56, ул. Панфилова, 3.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство Главного управления оставлено без удовлетворения, поскольку суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае отсутствуют основания для переоценки выводов изложенных в заключениях о независимой оценке пожарного риска, составленных ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М", и представленных Обществом в материалы дела.
Также Главным управлением было заявлено ходатайство об истребовании из Советского суда районного суда г.Омска материалов дела N 2-127/2011.
В удовлетворении указанного ходатайства апелляционным судом также отказано на основании следующего.
Доказательством, имеющимся в материалах дела N 2-127/2011, дана оценка Советским районным судом г. Омска при принятии соответствующего решения, которое имеется в материалах настоящего дела (т. 4, л.д.139-143).
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Представители ООО "ПромСервис" в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отдел надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отдел надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отдел надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, отдел надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический инновационный центр "Пожнефтегазпроект-М", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, заслушав представителей Общества и Главного управления, установил следующие обстоятельства.
ООО "ПромСервис" на основании договоров, заключенных с ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М", осуществило оценку соответствия объектов: ПАГЗС, расположенных по адресам: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а, г. Омск, ул. Химиков, 56, г. Омск, ул. Панфилова, 3, г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28, Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, в результате чего получило положительные заключения о независимой оценке пожарного риска N 16 от 28.09.2010, N 21 от 20.08.2010, N 20 от 13.08.2010, N 12 от 12.07.2010, N 19 от 10.08.2010 соответственно.
ООО "ПромСервис" 22.10.2010 обратилось в отдел государственного пожарного
надзора Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны с заявлением (от 15.10.2010 N 06/39) о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты АГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 24 Северная, 93а.
ООО "ПромСервис" 02.11.2010 обратилось в отдел государственного пожарного надзора Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны с заявлением (от 29.10.2010 N 03/41) о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты АГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 2 Солнечная, 28.
ООО "ПромСервис" обратилось в отдел государственного пожарного надзора Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны с заявлением (от 15.10.2010 N 06/37) о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты АГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Панфилова, 3.
ООО "ПромСервис" 30.11.2010 обратилось в отдел государственного пожарного надзора Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны с заявлением (от 15.10.2010 N 06/36) о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты АГЗС, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая.
ООО "ПромСервис" обратилось в отдел государственного пожарного надзора Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны с заявлением (от 15.10.2010 N 06/38) о выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности объекта защиты АГЗС, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Химиков, 56.
Неполучение от заинтересованных лиц заключения о соответствии явилось основанием для обращения ООО "ПромСервис" в Арбитражный суд Омской области суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2011 по делу N А46-708/2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Означенное решение обжалуется Главным управлением правлением в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает, что продукция и связанные с ней процессы должны отвечать требованиям безопасности и качества (статья 3).
Для реализации указанных целей, как устанавливают статьи 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", должен быть принят технический регламент.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент есть документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным
соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
Статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Так, оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: аккредитации; независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); государственного пожарного надзора; декларирования пожарной безопасности; исследований (испытаний); подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; производственного контроля; экспертизы.
Таким образом, одной из форм оценки соответствия является независимая оценка пожарного риска и реализуется указанная форма в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
Как устанавливает пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации установлен Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.11.2009 N 660.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее по тексту - Административный регламент по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности).
Пунктом 74 Административного регламента по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, установлено, что представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что Обществом в органы пожарного надзора и в материалы дела были представлены заключения о независимой оценке пожарного риска, составленные ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М", согласно которым спорные объекты, принадлежащие Обществу, соответствуют нормам и требованиям пожарной безопасности, расчетный уровень показателей пожарного риска приемлем.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" аккредитовано в качестве организации, осуществляющей деятельность по проведению независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (свидетельство об аккредитации N ПБ/ГО/ЧС-300 от 23.10.2009).
ООО "ПромСервис" представило в уполномоченные территориальные органы пожарного надзора по месту расположения объектов помимо заявления о выдаче заключения о соответствии также экспертные заключения ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" по каждому объекту, которые содержали вывод о соответствии объекта нормам и требованиям пожарной безопасности, о приемлемом уровне показателей пожарного риска.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу прямого указания пункта 74 Административного регламента по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, заинтересованные лица, при наличии заключений о независимой оценке пожарного риска, обязаны были выдать ООО "ПромСервис" заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Срок для рассмотрения заявления ООО "ПромСервис" установлен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и составляет для заинтересованных лиц 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Поскольку заинтересованные лица в установленный законом срок не осуществили действие, возложенное на них в силу закона по заявлению ООО "ПромСервис", то суд первой инстанции правомерно признал указанные бездействия незаконными.
Ссылка заинтересованных лиц в качестве обоснования правомерности своего бездействия на то, что объекты, используемые заявителем, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, также правомерно отклонена судом первой инстанции.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, вступившими в законную силу решениями от 20.01.2011, от 11.03.2011, от 04.04.2011 Советского районного суда г.Омска по искам прокуратуры о приостановлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта подтверждается отсутствие у заявителя нарушений пожарной безопасности соответственно по следующим объектам: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, г. Омск, ул. 24 Северная, 93а, г. Омск, ул. Химиков, 56.
При этом суд общей юрисдикции в качестве основании, свидетельствующих об отсутствии нарушений правил пожарной безопасности, руководствовался заключениями о независимой оценке пожарного риска, которые были даны аккредитованной в установленном порядке организацией.
Довод Главного управления о том, что решение от 20.01.2011 по делу N А2-127/2011 не имеет преюдициального значения для настоящего спора, так как в суде общей юрисдикции было представлено заключение о независимой оценке от 10.08.2010 N 156, в то время как в деле А46-708/2011 имеется заключения от 10.08.2010 N 19, не имеет правового значения, поскольку судом общей юрисдикции было установлено отсутствие по объекту, расположенному по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, ул. Малая, нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, учитывая изложенное, оспариваемые заявителем бездействия обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Также апелляционным судом отклоняется довод Главного управления о том, что в данном случае оспариваемыми бездействиями не нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель не относится к субъектам, которым выдаются "Заключения". Однако, из содержания перечисленных выше норм права указанный вывод не следует.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел заявленные Главным управлением ходатайства, является несостоятельным и опровергается протоколом судебного заседания от 23.06.2011 (т.5, л.д. 37). Не отражение судом первой инстанции в мотивировочной части решения результата рассмотрения ходатайств не является нарушением норм процессуального права, учитывая также и то, что в протоколе судебного заседания суд первой инстанции отразил результат рассмотрения заявленных Главным управлением ходатайств.
Суд апелляционной инстанции считает, что Главным управлением не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2011 по делу N А46-708/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как устанавливает пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации установлен Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.11.2009 N 660.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее по тексту - Административный регламент по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности).
...
Срок для рассмотрения заявления ООО "ПромСервис" установлен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и составляет для заинтересованных лиц 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
...
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А46-708/2011
Истец: ООО "ПромСервис"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности КАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного ууправления Министерства Российской Федреации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Отдел надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Территориальный отдел надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны. чрезвыачйным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Третье лицо: ООО "Научно-технический инновационный центр "Пожнефтегазпроект-М"
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13668/12
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13668/12
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2480/12
29.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6554/11
07.07.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-708/11