г. Тюмень |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А03-9412/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Рябининой Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края (ответчика) на решение от 07.12.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и постановление от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Нагишева О.Б.) по делу N А03-9412/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Фонд поддержки молодежных организаций города Барнаула "Буран" (659100, Алтайский край, г. Заринск, проспект Строителей, 14, офис 339, ИНН 2224123860, ОГРН 1082224006259) к управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края (686035, г. Барнаул, ул. Ползунова, 36, ИНН 2225076644, ОГРН 1062225017689), комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (656035, г. Барнаул, проспект Ленина, 59, (ИНН 2221020369, ОГРН 1022200912029) о взыскании задолженности по субсидиям.
Другие лица, участвующие в деле: комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула, комитет по образованию администрации Железнодорожного района города Барнаула.
В заседании принял участие представитель управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края (ответчика) - Шелобанов Н.Н. по доверенности от 20.06.2012 N 4.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фонд поддержки молодежных организаций города Барнаула "Буран" (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к комитету по образованию администрации Железнодорожного района города Барнаула (далее - комитет Железнодорожного района) о взыскании 16 000 руб. задолженности по субсидиям, 716 руб. 13 коп. штрафных санкций и 713 руб. 26 коп. суммы индексации потребительских цен. Делу присвоен номер А03-9412/2011.
Фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к комитету по образованию администрации Октябрьского района города Барнаула (далее - комитет Октябрьского района) о взыскании 152 000 руб. задолженности по субсидиям, 5 821 руб. 60 коп. штрафных санкций и 2 987 руб. 21 коп. суммы индексации потребительских цен. Делу присвоен номер А03-9411/2011.
Фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к комитету по образованию администрации Ленинского района города Барнаула (далее - комитет Ленинского района) о взыскании 108 000 руб. задолженности по субсидиям, 4 833 руб. 90 коп. штрафных санкций и 4 814 руб. 48 коп. суммы индексации потребительских цен. Делу присвоен номер А03-9413/2011.
Фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к комитету по образованию администрации Центрального района города Барнаула (далее - комитет Центрального района) о взыскании 48 000 руб. задолженности по субсидиям, 2 148 руб. 40 коп. штрафных санкций и 2 139 руб. 77 коп. суммы индексации потребительских цен. Делу присвоен номер А03-9414/2011.
Фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к комитету по образованию администрации Индустриального района города Барнаула (далее - комитет Индустриального района) о взыскании 140 000 руб. задолженности по субсидиям, 6 266 руб. 17 коп. штрафных санкций и 6 240 руб. 99 коп. суммы индексации потребительских цен. Делу присвоен номер А03-9411/2015.
Исковые требования мотивированы невыплатой ответчиками субсидий по возмещению затрат, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.
Определениями Арбитражного суда Алтайского края от 12.10.2011 и от 03.11.2011 года вышеуказанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А03-9412/2011.
Комитет Железнодорожного района, комитет Октябрьского района, комитет Ленинского района, комитет Центрального района и комитет Индустриального района заменены Алтайским краем в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - комитет по финансам Алтайского края), вторым ответчиком привлечен Алтайский край в лице управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (далее -управление).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены муниципальное образование город Барнаул в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула (далее - комитет по финансам города Барнаула) и комитет по образованию города Барнаула (далее - комитет по образованию).
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать 464 000 руб. невыплаченных субсидий на компенсацию расходов по организации детского отдыха в оздоровительных лагерях Алтайского края, от остальных требований отказался.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 7.12.2011 (с учетом определения об исправлении описки от 10.01.2012), оставленным без изменения постановлением от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с Алтайского края в лице управления за счет казны Алтайского края в пользу фонда взыскано 464 000 руб. убытков.
Производство по делу в отношении взыскания 19 786 руб. 20 коп. штрафных санкций и 16 895 руб. 71 руб. индексации прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
В кассационной жалобе управление просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что управление во исполнение постановления администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36 "Об организации в 2010 году отдыха детей, их оздоровлении и занятости" полностью реализовало возложенные на него полномочия, а комитет по финансам Алтайского края в полном объеме осуществил финансирование расходов на организацию детской оздоровительной компании в пределах средств, предусмотренных законом Алтайского края N 95-ЗС от 02.12.2009 "О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Заявитель считает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, так как истец 07.12.2011 заявил требование о взыскании убытков с комитета по финансам Алтайского края, в отношении управления истец отказался от исковых требований.
В представленном отзыве на кассационную жалобу комитет по финансам Алтайского края согласился с аргументами управления, просит отменить оспариваемые судебные акты, кассационную жалобу удовлетворить.
До рассмотрения жалобы от управления поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о преобразовании данного ответчика.
В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, и, уточнив ходатайство, просил произвести процессуальное правопреемство ответчика.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьей 48 АПК РФ удовлетворяет ходатайство управления о процессуальном правопреемстве, подтвержденное постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2012 N 283 "О преобразовании управления Алтайского края по образованию и делам молодежи", свидетельством от 08.06.2012 N 003577706, выпиской от 08.06.2012 N 3183 из Единого государственного реестра юридических лиц, и заменяет ответчика (управления) Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36 установлены: средняя стоимость путевки в загородные стационарные оздоровительные учреждения (организации) Алтайского края на 2010 год в размере 8 000 руб.; мера государственной поддержки из средств краевого бюджета для граждан, проживающих на территории Алтайского края и имеющих детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, в виде компенсации 50% средней стоимости путевки в загородные стационарные оздоровительные учреждения (организации) Алтайского края, открытые в установленном порядке, со сроком пребывания не менее 21 дня в период летних школьных каникул.
С 13.06.2010 по 25.08.2010 фонд во исполнение упомянутого постановления администрации Алтайского края оказывал услуги по оздоровлению и отдыху детей муниципальных образовательных учреждений города Барнаула на базе детских оздоровительных лагерей "Химик" и "Энергетик".
Ссылаясь на невозмещение ему из бюджета Алтайского края расходов на оздоровление 116 детей в указанных оздоровительных лагерях, истец предъявил настоящий иск.
При удовлетворении заявленных требований суды руководствовались постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовой позицией, изложенной в пунктах 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", и исходили из обязанности ответчика по компенсации фонду расходов на оплату услуг по оздоровлению детей в детских лагерях.
Оказание истцом оздоровительных услуг подтверждается, как установили суды, договорами безвозмездного пользования от 02.06.2009 (детский оздоровительный лагерь "Химик") и аренды от 30.04.2010 N 04.22.08.10 (детский оздоровительный лагерь "Энергетик"), реестрами детей муниципальных образовательных учреждений, отдыхавших в этих лагерях, а также путевками.
Проверив расчет истца, суды признали его правильным, соответствующим постановлению администрации Алтайского края N 36, так как с учетом предоставленной льготы на путевки детям сумма компенсации расходов фонда составляет 464 000 руб. (116 путевокЧ 4 000 руб.).
Довод управления о том, что оно выполнило свои обязательства в полном объеме, не принимается во внимание. Право требования возмещения с субъекта Российской Федерации - Алтайского края понесенных фондом расходов по предоставлению льгот при оказании услуг по оздоровлению детей не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Алтайского края по возмещению расходов ответчика обусловлена самим фактом предоставления названных льгот, и соответствующее обязательство Алтайского края может быть прекращено только путем его исполнения.
Судами установлено и ответчиком не опровергнуто невыполнение данной обязанности Алтайским краем в лице исполнительного органа.
Что касается аргумента управления о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку истец отказался от требований к управлению, то он обоснованно отклонен апелляционным судом, как не подтвержденный материалами дела.
Ответчиком по делу является публично-правовое образование - Алтайский край, с которого в лице управления (главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на финансирование льгот, установленных постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36) за счет казны правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимися в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2011 Арбитражному суду Алтайского края и постановление от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9412/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 13.06.2010 по 25.08.2010 фонд во исполнение упомянутого постановления администрации Алтайского края оказывал услуги по оздоровлению и отдыху детей муниципальных образовательных учреждений города Барнаула на базе детских оздоровительных лагерей "Химик" и "Энергетик".
...
При удовлетворении заявленных требований суды руководствовались постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовой позицией, изложенной в пунктах 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", и исходили из обязанности ответчика по компенсации фонду расходов на оплату услуг по оздоровлению детей в детских лагерях.
...
Проверив расчет истца, суды признали его правильным, соответствующим постановлению администрации Алтайского края N 36, так как с учетом предоставленной льготы на путевки детям сумма компенсации расходов фонда составляет 464 000 руб. (116 путевокЧ 4 000 руб.).
...
Ответчиком по делу является публично-правовое образование - Алтайский край, с которого в лице управления (главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на финансирование льгот, установленных постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 N 36) за счет казны правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2012 г. N Ф04-2909/12 по делу N А03-9412/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2909/12