г. Тюмень |
|
18 июля 2012 г. |
Дело N А45-17942/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кисляковой Т.С.
судей Гудыма В.Н.
Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2012 (судья Апарин Ю.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-17942/2011 по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска "Городская клиническая больница N 11" (ОГРН 1025401503126, ИНН 5404104283, 630120, г. Новосибирск, ул. Танкистов, 23) к военному комиссариату Новосибирской области (ОГРН 1035402470542, ИНН 5406012609, 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 4а) о взыскании задолженности по договору.
Суд установил:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Новосибирска "Городская клиническая больница N 11" (далее - больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к военному комиссариату Новосибирской области (далее - военный комиссариат, ответчик) о взыскании 110 842 руб. 33 коп. задолженности по договору от 11.01.2010 N 5.
Решением суда от 20.01.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012, исковые требования удовлетворены частично: с военного комиссариата в пользу больницы взыскано 87 830 руб. 71 коп.; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца 50 228 руб. 45 коп. задолженности по компенсации выплаченной средней заработной платы врачу-терапевту Киреевой Е.В. за октябрь - декабрь 2010 года. По мнению заявителя жалобы, договор от 11.01.2010 N 5 с оказанием медицинских услуг не связан. При этом военный комиссариат полагает, что взыскиваемая истцом задолженность связана с тем, что в расчете средней заработной платы учтено повышение, не соответствующее требованиям статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктам 3, 4 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251.
Больница в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласилась, решение и постановление считает законными и обоснованными. Истец считает, что ограничений в размерах сумм компенсации законодательством не установлено; средняя заработная плата Киреевой Е.В. не превысила среднемесячную зарплату в сфере бюджетных организаций.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами при рассмотрении дела, по договору от 11.01.2010 N 5 больница (исполнитель) приняла на себя обязательство по заявке военного комиссариата (заказчик) выделять медицинских работников для медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также выплачивать средний заработок медицинским работникам согласно их тарификации на время привлечения к медицинскому освидетельствованию, при этом налоги начисляются согласно действующему законодательству. Заказчик в свою очередь обязался своевременно компенсировать исполнителю затраты по средней заработной плате медицинских работников за время привлечения к медицинскому обследованию граждан по заявке заказчика согласно счетам исполнителя.
Исследовав условия договора от 11.01.2010 N 5 в порядке статей 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что между сторонами заключен договор об оказании медицинских услуг, подпадающий под регулирование норм главы 39 Кодекса, положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила компенсации).
Оценив в совокупности применительно к согласованным в договоре условиям представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений документы, в том числе счета, счета-фактуры, табели учета рабочего времени за октябрь - декабрь 2010 года, суды установили, что больницей в ходе проведения медицинского освидетельствования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, понесены материальные затраты, которые подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона; обязанность военного комиссариата по оплате медицинских услуг установлена законом.
Сопоставив представленный истцом расчет заявленных требований и контррасчет ответчика в части оспаривания предложенного больницей порядка исчисления размера средней заработной платы отдельного медицинского работника (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды удовлетворили иск частично на сумму 87 830 руб.71 коп.
Вывод судов об отсутствии оснований для взыскания с ответчика страховых взносов за период с октября по декабрь 2010 года на общую сумму 23 011 руб. 62 коп. соответствует подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), согласно которому от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
Обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные военным комиссариатом в кассационной жалобе, включая ссылку на неверное применение судами статей 779, 780 Гражданского кодекса Российской Федерации и несогласие с представленным больницей расчетом средней заработной платы, сводятся к переоценке обстоятельств дела и доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела по существу и при повторном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, в связи, с чем подлежат отклонению (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием отмены судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по делу N А45-17942/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.С. Кислякова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку военный комиссариат не является в силу Закона N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена. Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной компании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены Правилами компенсации расходов и фактически произведены комиссариатом, участие в ней для больницы не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата.
...
Доводы, изложенные военным комиссариатом в кассационной жалобе, включая ссылку на неверное применение судами статей 779, 780 Гражданского кодекса Российской Федерации и несогласие с представленным больницей расчетом средней заработной платы, сводятся к переоценке обстоятельств дела и доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела по существу и при повторном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, в связи, с чем подлежат отклонению (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2012 г. N Ф04-2225/12 по делу N А45-17942/2011