г. Тюмень |
|
20 июля 2012 г. |
Дело N А03-1873/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Григорьева Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" на определение от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судьи Дружинина Н.М., Музюкин Д.В., Синцова В.В.) по делу N А03-1873/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" (659314, г. Бийск, ул. Мамонтова, д. 18б, ИНН 2204006075, ОГРН 1022200556608) к администрации Алтайского края (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 41),
с участием прокурора,
о признании недействующим с момента принятия постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
В заседании принял участие представитель прокуратуры Алтайского края Мухаметшина З.Н. по доверенности от 05.05.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" (далее - ООО "Форум Плюс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Алтайского края" (далее - постановление N 546) в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 2265010407 и отнесенных к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков, в размере 1 020,87 рублей за кв. м.
Определением от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края производство по делу по заявлению ООО "Форум Плюс" прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Форум Плюс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанное определение отменить и направить дело на рассмотрение по существу в первую инстанцию.
По мнению общества, акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель относятся к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, в связи с чем заявленное требование подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Заявитель жалобы считает, что обжалуемый судебный акт противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11.
Администрация Алтайского края в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемое определение оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
В судебном заседании представитель прокуратуры против доводов жалобы возражал.
Проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, руководствовался положениями статьи 29 АПК РФ, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и исходил из того, что оспаривание нормативных правовых актов в сфере земельных отношений к компетенции арбитражных судов не отнесено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов в определенных и поименованных сферах, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
При этом в обозначенных положениях указанной статьи отсутствует отражение земельных правоотношений или области регулирования, связанной с утверждением результатов кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из обозначенных положений следует, что арбитражным судом рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, связанных с определенными правоотношениями, либо в случаях, предусмотренных федеральным законом, если такие акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законы субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земель.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011) содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде. Вместе с тем, данные положения связаны с возможностью оспаривания именно результатов указанной оценки, а не нормативного акта, которым они утверждены.
Таким образом, суд первой инстанции правильно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм законодательства.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1873/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законы субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земель.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011) содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде. Вместе с тем, данные положения связаны с возможностью оспаривания именно результатов указанной оценки, а не нормативного акта, которым они утверждены."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2012 г. N Ф04-3204/12 по делу N А03-1873/2012