г. Тюмень |
|
12 июля 2012 г. |
Дело N А27-13370/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 11) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2011 (судья Тимошенко Л.С.) по делу N А27-13370/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Полосухинская" (654038, Кемеровская область, город Новокузнецк, Шоссе Есауловское, дом 11, ИНН 4218005950, ОГРН 1024201671779) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, город Кемерово, проспект Ленина, дом 80А, ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Шахта "Полосухинская" - Галков Е.В. по доверенности от 01.07.2011 N 17;
Суд установил:
открытое акционерное общество "Шахта "Полосухинская" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2011 год, изложенного в письме от 28.07.2011 N 02-08/09-14434, а также обязании Фонда социального страхования установить Обществу скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40%.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2011 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
Обратившись с кассационной жалобой, Фонд социального страхования, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
По мнению заявителя жалобы, суд не оценил все доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
Заслушав представителя Общества, поддержавшуго доводы, изложенные в отзыве на кассационную, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 13.05.2011 Общество обратилось в Фонд социального страхования с заявлением на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год.
Решением, оформленным письмом от 28.07.2011 N 02-08/09-14434, Фондом социального страхования в удовлетворении указанного заявления отказано на том основании, что по отчетным данным (Форма 4-ФСС РФ, раздел III) показатель количества дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай больше среднего значения аналогичного значения показателя по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.
Несогласие с вышеназванными выводами Фонда социального страхования послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что Фонд социального страхования необоснованно считал дату наступления страхового случая с момента вынесения им заключения экспертизы страхового случая.
Арбитражный суд Кемеровской области, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, принял законный и обоснованный судебный акт. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Статьей 4 Закона 125-ФЗ установлены принципы обязательности регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательности уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ предусмотрено право страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации - устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, утвержденного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
В пункте 4 Правил закреплено, что скидки и надбавки определяются на основании сведений, представляемых страхователем в установленном страховщиком порядке.
Во исполнение приведенных Правил постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2.3 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - скидки и надбавки) устанавливаются Фондом на текущий календарный год в размерах не более 40 процентов страхового тарифа, исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год, в том числе показателя "С" - количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай.
Скидка устанавливается страхователю, если значение всех трех основных показателей (отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми несчастными случаями, произошедшими у страхователя, к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на 1000 работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай) меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, соответствующего ОКВЭД основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 5 Правил и абзац 2 пункта 4 Методики)
Средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году утверждены постановлением Фонда социального страхования от 01.01.2011 N 62, согласно которому коду 10.10.12 ОКВЭД (добыча каменного угля подземным способом) соответствует показатель количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности, аналогичной виду деятельности Общества, на один страховой случай, равный 73,43.
В силу пункта 2 Порядка предоставления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, скидка рассчитывается страхователю на текущий год на основании:
- отчетных данных расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за предшествующий календарный год;
- сведений о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год;
- данных личных (учетных) дел пострадавших.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что при расчете показателя "С" Фондом социального страхования не учтены в целях получения страховой скидки страховые случаи в отношении пяти застрахованных лиц за 2010 год, исходя из формы отчетности 4-ФСС, где страхователь указал 13 случаев, а также исходя из даты заключения по экспертизе страхового случая, проведенной Фондом социального страхования, в котором несчастный случай квалифицируется как страховой.
Арбитражный суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, установил, что Фонд социального страхования, ссылаясь на статью 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в качестве правового обоснования проведения экспертиз спорных страховых случаев, не представил каких-либо доказательств и пояснений, подтверждающих необходимость проведения дополнительно экспертиз страховых случаев в отношении спорных лиц. При этом материалами дела подтверждается и Фондом социального страхования не оспаривается наличие медико-социальных экспертиз.
Поскольку заключения экспертиз спорных страховых случаев, проведенных Фондом социального страхования, датированы 2011 годом, следовательно, данные страховые случаи не учтены в 2010 году при решении вопроса о получении скидки к страховому тарифу на 2011 год.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, проанализировав положения статьи 3, пункта 1 статьи 7 Закона N 125-ФЗ, с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 постановления от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установил, что утрата профессиональной трудоспособности по спорным работникам подтверждена листками нетрудоспособности, медико-социальной экспертизой, показатель "С" равен 71,44, что ниже аналогичного показателя по виду экономической деятельности 10.10.12 (добыча угля подземным способом) - 73,43. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что юридическое значение по данному делу имеет определение даты наступления страхового случая.
Изучив все обстоятельства по настоящему делу, Арбитражный суд Кемеровской области сделал правильный вывод о том, что Фонд социального страхования необоснованно считал дату наступления страхового случая с момента вынесения им заключения экспертизы страхового случая, указав, что при решении вопроса о предоставлении скидки к страховому тарифу, Фонд социального страхования должен был учитывать данные по форме 4-ФСС, а также использовать сведения о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год, данные личных (учетных) дел пострадавших и сведения о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год, которые у Фонда социального страхования имелись.
Таким образом, у Фонда социального страхования отсутствовали основания для отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции Фондом социального страхования не представлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают выводов Арбитражного суда Кемеровской области, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судом первой инстанции применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2011 по делу N А27-13370/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, изучив материалы дела, проанализировав положения статьи 3, пункта 1 статьи 7 Закона N 125-ФЗ, с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 постановления от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установил, что утрата профессиональной трудоспособности по спорным работникам подтверждена листками нетрудоспособности, медико-социальной экспертизой, показатель "С" равен 71,44, что ниже аналогичного показателя по виду экономической деятельности 10.10.12 (добыча угля подземным способом) - 73,43. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что юридическое значение по данному делу имеет определение даты наступления страхового случая.
Изучив все обстоятельства по настоящему делу, Арбитражный суд Кемеровской области сделал правильный вывод о том, что Фонд социального страхования необоснованно считал дату наступления страхового случая с момента вынесения им заключения экспертизы страхового случая, указав, что при решении вопроса о предоставлении скидки к страховому тарифу, Фонд социального страхования должен был учитывать данные по форме 4-ФСС, а также использовать сведения о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год, данные личных (учетных) дел пострадавших и сведения о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год, которые у Фонда социального страхования имелись."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2012 г. N Ф04-2911/12 по делу N А27-13370/2011