г. Тюмень |
|
27 июля 2012 г. |
Дело N А67-1914/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 27 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Буракова Ю.С.
Каранкевича Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Нурписовым А.Т. рассмотрел в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску на определение от 06.04.2012 (судья Какушкина Н.Н.) Арбитражного суда Томской области и постановление от 17.05.2012 (судьи Сухотина В.М., Мухина И.Н., Ярцев Д.Г.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1914/2012 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (634061, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Шинди" (634021, Томская область, город Томск, улица Кулагина, 15/67, ИНН 7017083061, ОГРН 1037000164640) по упрощённой процедуре как отсутствующего должника.
В заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Шинди" (далее - ООО "Шинди", должник) несостоятельным (банкротом) по упрощённой процедуре как отсутствующего должника, утверждении конкурсного управляющего из числа членов некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Гарантия". Кроме того, уполномоченный орган просил включить в реестр требований кредиторов задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в размере 157 547,95 руб., из них 76 138,08 руб. - сумма основного долга, 78 909,87 руб. - пени, 2 500 руб. - штрафные санкции.
Определением от 06.04.2012, оставленным без изменения постановлением от 17.05.2012 апелляционной инстанции, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить названные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области. Считает, что в подтверждение наличия денежных средств к заявлению были приложены сведения об ассигнованиях на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства.
Отзывы на кассационную жалобу в установленном законом порядке суду не представлены.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал изложенные в жалобе доводы в полном объёме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о наличии у должника какого-либо движимого или недвижимого имущества отсутствуют, расчётный счёт должника закрыт 21.09.2007. Последний бухгалтерский баланс представлен должником за 6 месяцев 2004 года. Согласно балансу основные средства отсутствуют, отражены запасы на июнь 2004 года в размере 253 917 рублей, отнесённые к разделу готовая продукция и товары для перепродажи, отражена дебиторская задолженность в размере 2 186 311 рублей. Вместе с тем, установить дебиторов не представляется возможным.
Суды первой и апелляционной инстанций, прекращая производство по делу, учитывали возможность рассмотрения заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом по существу лишь в случае представления уполномоченным органом доказательств того, что в ходе процедуры конкурсного производства у должника будет обнаружено имущество, достаточное не только для компенсации расходов на проведение процедуры конкурсного производства, которые уполномоченный орган понесёт в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", но также для полного или частичного погашения задолженности по обязательным платежам.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и действующим правовым нормам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Абзац 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве предусматривает, что арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Указанное основание прекращения производства по делу о банкротстве может быть применено судом по своей инициативе. Оно применяется также в случае, когда отсутствуют средства, достаточные для возмещения не только собственно судебных расходов, но и расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности (пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объёме имущества, за счёт которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учёт транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
В пункте 5 названного постановления разъяснено, что после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом судам следует учитывать, что бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт наличия у должника имущества, необходимого для покрытия судебных расходов в связи с делом о банкротстве частично или полностью, более того, уполномоченный орган ссылается на отсутствие таких сведений, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу.
С учётом изложенного нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судами, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 06.04.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 17.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1914/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объёме имущества, за счёт которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учёт транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
В пункте 5 названного постановления разъяснено, что после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом судам следует учитывать, что бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2012 г. N Ф04-3442/12 по делу N А67-1914/2012