г. Тюмень |
|
7 августа 2012 г. |
Дело N А27-19503/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2012 (судья Петракова С. Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А27-19503/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области (652153, г. Мариинск, ул. Котовского, 74, ИНН 4213004737, ОГРН 1034213003142) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Кирсановский детский сад Чебурашка" (652165, с. Кирсановка, ул. Молодежная, 20, ИНН 4213003229, ОГРН 1024201366287) о взыскании 9 304, 60 руб.
Суд установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Кирсановский детский сад "Чебурашка" (далее - учреждение) штрафа в размере 9 304, 60 руб. по решению от 21.04.2011 N 11.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 решение суда оставлено без изменения.
Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, полагая, что судами неправильно истолкованы нормы материального права, в частности, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), просит отменить (изменить) решение и постановление и принять новый судебный акт.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начислении страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц проведенной в отношении учреждения Пенсионным фондом составлен акт от 30.03.2011 N 11 и принято решение от 21.04.2011 N 11 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением учреждению начислены, в том числе штрафные санкции в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в размере 9 304, 60 руб.
На основании данного решения в адрес должника выставлено требование от 19.05.2011 N 11, согласно которому учреждению в срок до 06.06.2011 предложено уплатить, в том числе штрафные санкции в размере 9 304,60 руб.
Неисполнение учреждением требования в добровольном порядке в установленный срок в полном объеме послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что Пенсионный фонд не доказал обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и размер штрафа, предъявленного ко взысканию.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов правильными, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователя по статье 17 названного закона в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки Пенсионный фонд пришел к выводу, что в сведениях, представленных страхователем о страховом стаже в отношении застрахованных лиц (Муравьева О.Г., Дмитриева Т.Н., Вяткина Н.А., Малашина А.П., Кавердяева Т.В., Чернова Л.А., Кривикова М.В.), имелись ошибки, то есть, сведения о стаже не отвечают требованиям достоверности (неверно выделен в стаже отпуск без содержания, неверно указан период работы, дата увольнения, неверно не выделены периоды временной нетрудоспособности).
Вместе с тем, как указали суды, вышеуказанные обстоятельства, выявленные Пенсионным фондом, не свидетельствует о предоставлении обществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2010 год; неточности в сведениях о стаже не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, что не оспаривается Пенсионным фондом.
Из решения Пенсионного фонда также следует, что занижение базы по страховым взносам Пенсионным фондом выявлено не было, сумма страховых взносов по результатам проверки не доначислялась, произвести корректировку сумм страхователю не предлагалось.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущих за собой занижение суммы платежей, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 Инструкции N 987н устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Между тем Управление не представило доказательств направления учреждению уведомления об устранении имеющихся расхождений, а также доказательств принятия решения о корректировке представленных сведений.
Абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные выше нарушения.
Кроме того суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что положения Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а также размер суммы штрафа, предъявленной к взысканию, и отказали Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
С учетом изложенных обстоятельств, выводы судов о том, что расчет штрафа произведен Пенсионным фондом в нарушение норм материального права являются правильными.
Нарушений судами норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу N А27-19503/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные выше нарушения.
Кроме того суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что положения Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а также размер суммы штрафа, предъявленной к взысканию, и отказали Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2012 г. N Ф04-3700/12 по делу N А27-19503/2011