г. Тюмень |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А03-14315/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Кокшарова А.А.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.01.2012 (судья Пономаренко С.П.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 (судьи Музыкантова М.Х., Скачкова О.А., Жданова Л.И.) по делу N А03-14315/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Береговое" (658775 Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое, ул. Клубная, 2, ИНН 2262002986, ОГРН 1022202890797) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Алтайскому краю (658700 Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Красноармейская, 50, ИНН 2207006411, ОГРН 1042201732627) об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского суда в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Береговое" - Зинов П.В. по доверенности от 04.10.2011;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Алтайскому краю - Антипова Е.Г. по доверенности от 05.08.2012, Сапрыкина Е.Н. по доверенности от 25.06.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Береговое" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Алтайскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.07.2011 N 10909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить 357 832 руб. земельного налога, соответствующие пени и штраф, начисленный на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога, о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 22.09.2011 N 613.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.01.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012, заявленные требования удовлетворены в части.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой. Полагая, что судами неправильно применены нормы материального права (статьи 390, 391, 396 НК РФ), просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой составлен акт от 08.06.2011N 8262 и вынесено решение от 12.07.2011 N 10909, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 20.09.2011.
Оспариваемым решением Инспекции от 12.07.2011 N 10909 Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 70 557 руб. за неуплату земельного налога, ему доначислен земельный налог в размере 366 619 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 13 860,46 рублей. Также Инспекция направила в адрес Общества требование N 613 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 22.09.2011 в срок до 04.10.2011.
Инспекция пришла к выводу, что, определяя кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:32:010010:0016 в размере 23 940 423 рублей, необходимо исходить из сведений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю по состоянию на 01.01.2010 и кадастровой выписки от 01.07.2011 N 22/11-47964.
Общество, частично не согласившись с решением от 12.07.2011 N 10909 и требованием N 613 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 22.09.2011, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Общества, пришли к выводам о необходимости определения налоговой базы по земельному налогу за 2010 год исходя из вида фактического использования "для сельскохозяйственного производства".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" установлены средние уровни кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Панкрушихинского района Алтайского края от 26.11.2007 N 399 Обществу из земель населенных пунктов (разрешенное использование - земли под промышленные предприятия, фактическое использование - для размещения гаража и МТМ), предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 22:32:10010:0016, общей площадью 9,6154 га, расположенный по адресу: Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое.
Постановлением администрации Панкрушихинского района Алтайского края от 06.06.2011 N 169 пункт 1 постановления от 26.11.2007 N 399 изложен в новой редакции: "Предоставить в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Береговое" из земель населенных пунктов (разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства) земельный участок, расположенный по адресу: РФ, Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое, с кадастровым номером 22:32:010010:16, общей площадью 96 154 кв.м.".
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что администрация Панкрушихинского района Алтайского края своим постановлением от 06.06.2011 N 169 фактически внесла исправление в свое ранее изданное постановление от 26.11.2007 N 399, исправив вид разрешенного использования земельного участка, изначально неправильно указанного, что подтверждается содержанием преамбулы вновь принятого постановления, в соответствии с которым указанные изменения были внесены для приведения в соответствие с действующим законодательством правоустанавливающих документов собственников земельных участков из земель населенных пунктов по фактическому виду использования земельных участков. При этом администрация Панкрушихинского района Алтайского края не принимала иного акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, Обществу был фактически изначально предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое, с кадастровым номером 22:32:010010:16, общей площадью 96 154 кв.м. с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, о чем также свидетельствует представленный в материалы дела кадастровый план земельного участка от 24.05.2002 N В32/02-207, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 22:32:10010:0016 имеет разрешенное использование "земли сельскохозяйственного использования"; фактическое использование "земли сельскохозяйственного использования". Ранее земельный участок с кадастровым номером 22:32:01:0010:0016 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "земли сельскохозяйственного назначения" находился у Общества в аренде для размещения гаража для размещения и обслуживания сельскохозяйственной техники на основании постановления администрации Пакрушихинского района Алтайского края от 14.11.2007 N 381 и договора аренды от 14.11.2007 (т.1 л.д. 81, т.2 л.д.7-10).
Из материалов дела следует и Инспекцией не оспаривается, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и выдача кадастрового паспорта земельного участка в июле 2011 года, а также дата вступления в законную силу постановления администрации Пакрушихинского района Алтайского края от 06.06.2011 N 169 не изменяют то обстоятельство, что с момента предоставления Обществу в собственность спорного земельного участка такой земельный участок предназначался для сельскохозяйственного производства и использовался Обществом в соответствии с его назначением, что соответствует 15 виду разрешенного использования "земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения" (приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152).
Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в Панкрушихинском районе Алтайского края, средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. составляет 1,88 руб., в связи с чем кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 180 769,52 руб.
Принимая во внимание, размер ставки налога равный 1,5 процента, суды пришли к выводам, что сумма земельного налога за 2010 год в отношении такого земельного участка составит 2 711,54 руб., то есть Инспекция правомерно доначислила Обществу земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:32:10010:0016 в сумме 1 436,54 руб. (2 711,54 руб. - 1 275 руб.), в остальной части земельный налог в сумме 356 395,46 руб. доначислен неправомерно, также неправомерно начислены соответствующие сумме налога в размере 356 395,46 руб. пени и штраф в размере 70 557 руб.
Следовательно, суды, принимая во внимание произведенную Обществом 23.06.2011 оплату земельного налога в сумме 8 787 руб., обоснованно пришли к выводам, что требование N 613 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 22.09.2011, направленное Инспекцией в адрес Общества, не соответствует фактическим налоговым обязательствам Общества в части предложения уплатить 365 182,46 руб. земельного налога, 13 848,95 руб. пени по земельному налогу и 70 557 руб. штрафа.
Судебными инстанциями с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию инспекции по делу, сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы нет имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.01.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 по делу N А03-14315/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По мнению налогового органа, налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог, поскольку последний исчислил его сумму исходя из пониженной ставки, установленной для земель с разрешенным использованием под сельское хозяйство. Данный вид был установлен уже после 1 января проверяемого периода.
По мнению налогоплательщика, исправление вида разрешенного использования земельного участка в течение календарного года не лишает налогоплательщика права на применение с 1 января этого года пониженной ставки земельного налога, соответствующей этому исправленному виду.
Суд считает, что, исходя из обстоятельств дела, правомерной является позиция налогоплательщика.
При рассмотрении дела было установлено, что в июне проверяемого периода (года) местная администрация внесла изменение в ранее принятое постановление (до 1 января этого года) о предоставлении налогоплательщику земельного участка, исправив вид его разрешенного использования.
Суд отметил, что в данном случае вид разрешенного использования был именно исправлен, а не изменен.
Соответственно, земельный участок изначально предназначался для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщик имел право на применение пониженной ставки земельного налога.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2012 г. N Ф04-3265/12 по делу N А03-14315/2011