г. Тюмень |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А75-10184/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Е.В. Поликарпова
судей С.А. Мартыновой
А.А. Кокшарова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2012 (судья Фёдоров А.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-10184/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" (628071 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Нижневартовское шоссе, 3/7, ИНН 8602067215, ОГРН 1058602102415) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 2, ИНН 8601018550, ОГРН 1048600010140) и Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 2, ИНН 8601024258, ОГРН 1048600009622) об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" - Кашапов Р.М. по доверенности от 05.06.2012 N 12/112;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - Мальков А.В. по доверенности от 22.12.2011;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - Мальков А.В. по доверенности от 09.04.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) о признании незаконным решения инспекции от 05.09.2011 N 6/11-29 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", о признании незаконным решения управления от 28.10.2011 N 15/522.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в его действиях отсутствует.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление возражают против доводов общества, просят оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекция, исполняя поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, направила в адрес общества требование от 02.06.2011 N 422 о представлении документов (информации), касающихся деятельности открытого акционерного общества "Аэропорт Урай", в связи с проведением камеральной налоговой проверки.
Во исполнение требования обществом своевременно 16.06.2011 представлены в инспекцию копии соответствующих документов в виде подшивки, содержащей на оборотной стороне заверительную надпись и печать организации.
Учитывая, что копия каждого представленного документа не была заверена отдельно, инспекция возвратила их обществу.
Общество письмом от 06.07.2011 направило в инспекцию дополнительно заверенные копии запрашиваемых документов.
Усмотрев в действиях общества факт совершения налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку срок представления заверенных копий документов обществом был нарушен, инспекция составила соответствующий акт и вынесла решение от 05.09.2011 N 6/11-29 о привлечении общества к ответственности за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, в виде штрафа в размере 2 500 руб. с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Управление, рассмотрев жалобу общества, оставило ее без удовлетворения, согласившись с выводами инспекции.
Полагая, что решения инспекции и управления не соответствуют закону, нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суды основывались на толковании пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом ГОСТа Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, придя к выводу, что заверена должна быть копия каждого документа в отдельности, а не подшивка этих документов. В связи с чем признали действия налогового органа по возврату направленных ранее Обществом копий документов правомерными, соответственно, расценив эти документы как непредставленные.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы ошибочными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1, пунктами 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации требование о представлении документов (информации), должно быть исполнено в течение пяти дней со дня его получения. При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В силу пункта 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Своевременное представление Обществом копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расширительное толкование правовых норм, содержащихся в статьях 93, 93.1, 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности, является недопустимым.
При таких обстоятельствах довод общества об отсутствии в его действиях объективной стороны налогового правонарушения, в том числе об отсутствии вины, соответствует материалам дела, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с подачей кассационной жалобы, подлежат распределению в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.02.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу N А75-10184/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные открытым акционерным обществом "Тюменская энергосбытовая компания" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушения от 05.09.2011 N 6/11-29.
Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28.10.2011 N 15/522.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в пользу открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы в сумме 500 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы в сумме 500 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тюменская энергосбытовая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Инспекция направила в адрес общества требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО в связи с проведением камеральной налоговой проверки. Во исполнение требования обществом своевременно были представлены в инспекцию копии соответствующих документов в виде подшивки, содержащей на оборотной стороне заверительную надпись и печать организации. Учитывая, что копия каждого представленного документа не была заверена отдельно, инспекция возвратила их обществу. Общество письмом направило в инспекцию дополнительно заверенные копии запрашиваемых документов, но уже с нарушением срока, установленного в требовании.
Со ссылкой на ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, согласно которому заверена должна быть копия каждого документа в отдельности, а не подшивка этих документов, инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности.
Как указал суд, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 129.1 НК РФ, в действиях налогоплательщика отсутствует.
Суд отметил, что в соответствии с п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ требование о представлении документов (информации), должно быть исполнено в течение пяти дней со дня его получения. При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Своевременное представление обществом копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Расширительное толкование правовых норм, содержащихся в ст. 93, 93.1, 129.1 НК РФ, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности, является недопустимым.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2012 г. N Ф04-3290/12 по делу N А75-10184/2011