г. Тюмень |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А70-2322/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение от 16.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 25.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-2322/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Север" (190098, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, ОГРН 1038600549305, ИНН 8602300239) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) о признании незаконным постановления N А10/343 от 24.02.2011 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 96 993 716 рублей.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Север" - Токмакова Н.Н. по доверенности от 01.06.2012,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 12.03.2012.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Север" (далее по тексту ЗАО "Газпром межрегионгаз Север", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту УФАС Тюменской области, антимонопольный орган) от 24.02.2011 N А10/343 о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
Решением от 16.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 25.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены частично. Постановление от 24.02.2011 N А10/343 признано незаконным в части назначения наказания, сумма штрафа изменена на 100 000 руб.
В кассационной жалобе УФАС Тюменской области просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Тюменской области. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Выводы суда о неправильном определении границ товарного рынка, на котором совершено нарушение, является необоснованным. Является необоснованным вывод судов о том, что размер выручки был взят антимонопольным органом в целом от рынка поставки природного газа, а нарушение выявлено на рынке оказания услуг по реализации природного газа. Считает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению, а именно новая редакция статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с чем, действия Общества подпадают под квалификацию части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривающей размер штрафа от 300 000 руб. до 1 000 000 руб. Судам следовало применить часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ и снизить размер штрафа исходя из новой редакции статьи 14.31 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель УФАС Тюменской области поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что УФАС Тюменской области 09.11.2011 вынесено решение N К\170-10, которым в действиях ЗАО "Газпром межрегионгаз Север", занимающим доминирующее положение на товарном рынке по реализации газа в коммунально-бытовых целях в границах Тюменской области (без автономных округов), установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном прекращении поставки газа для крышной котельной жилого дома N 9 по ул. Федорова, г. Тюмени, повлекшее ущемление интересов других лиц.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 25.11.2010 протокола N А10/343 об административном правонарушении и привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.31 на основании постановления от 24.02.2012 N А10/343.
Считая постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования в части, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что размер штрафа определен с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ: не проводился анализ первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы от конкретного вида деятельности, не учтены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной для Общества на 2009 год, нарушение антимонопольного законодательства выявлено на рынке оказания услуг по реализации природного газа, а размер выручки взят в целом от рынка поставки природного газа, неверно определены границы товарного рынка. Суд определил размер штрафа, исходя из минимальной санкции статьи 14.31 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
Кассационная инстанция, отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Факт совершения ЗАО "Газпром межрегионгаз Север" административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются материалами дела.
Пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ установлено, что административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
При рассмотрении административного дела, антимонопольный орган рассчитал сумму штрафа исходя из данных, представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу о размере выручки по Тюменскому филиалу Общества.
Исходя из этих сведений и при отсутствии сомнений в их достоверности, антимонопольный орган исчислил штраф с учетом статьи 3.5 и санкции статьи 14.31 КоАП РФ.
При этом у УФАС Тюменской области отсутствует обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в предоставленных в государственный орган Обществом доказательствах о полученных доходах, поэтому вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций об обязанности проверки представленных о выручке сведений является ошибочным.
Также является ошибочным вывод арбитражного суда об обязанности антимонопольного органа учесть при определении выручки Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, поскольку данные положения учитываются Обществом при формировании выручки, антимонопольный орган не входит в круг лиц, участвующих в формировании выручки.
В ходе рассмотрения 09.11.2010 дела N К10/170-10 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС Тюменской области было установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Зеленый дом" и ЗАО "Газпром межрегионгаз Север" заключен 01.12.2009 договор N 63-5-56-2550/10 поставки газа.
Определяя размер выручки от рынка поставки газа на территории Тюменской области, УФАС Тюменской области не допущено нарушений норм действующего законодательства.
Доводы УФАС Тюменской области, изложенные в жалобе, о том, что суду, при определении размера административного штрафа следовало, применив часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, исходить из размера штрафа, определенного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ являются правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В связи с новой редакцией статьи 14.31 КоАП РФ, действия Общества следует квалифицировать по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривающей минимальный размер штрафа в размере 300 000 руб.
Выводы апелляционной инстанции о невозможности применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с ухудшением положения лица, привлекаемого к административной ответственности, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Из постановления от 24.02.2011 N А10/343 следует, что Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП и применена мера административной ответственности в виде штрафа в размере 99 993 716 руб.
Снижение штрафа до 300 000 руб. не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.07.2012 N 2522/12, в удовлетворении требований Общества следует отказать, признав постановление от 24.02.2012 N А10/343 не подлежащим исполнению в части штрафа, превышающего 300 000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2322/2011 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Север" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24.02.2011 N А10/343.
Признать указанное постановление в части наложения на закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Север" штрафа, превышающего 300 000 (триста тысяч) руб. не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В связи с новой редакцией статьи 14.31 КоАП РФ, действия Общества следует квалифицировать по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривающей минимальный размер штрафа в размере 300 000 руб.
Выводы апелляционной инстанции о невозможности применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с ухудшением положения лица, привлекаемого к административной ответственности, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Из постановления от 24.02.2011 N А10/343 следует, что Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП и применена мера административной ответственности в виде штрафа в размере 99 993 716 руб.
...
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.07.2012 N 2522/12, в удовлетворении требований Общества следует отказать, признав постановление от 24.02.2012 N А10/343 не подлежащим исполнению в части штрафа, превышающего 300 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2012 г. N Ф04-3407/12 по делу N А70-2322/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17572/12
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17572/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3407/12
25.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2227/12
14.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2227/12
16.02.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2322/11