г. Тюмень |
|
4 сентября 2012 г. |
Дело N А45-13533/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" на решение от 28.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Векшенков Д.В., Полякова В.А., Хорошилов А.В.) по делу N А45-13533/2012 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" (630004, город Новосибирск, проспект Комсомольский, 13, 33, ИНН 5407120220, ОГРН 1035403207828) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании пункта 1 приказа от 18.11.2011 N490-ЭЭ недействующим.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания", Федеральная служба по тарифам.
В заседании приняли участие представители: Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 16.05.2012 N 4; открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - Ефремов Д.В. по доверенности от 10.01.2012 N 903; Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" - Новичкова И.А. по доверенности от 13.03.2012 N 335; председатель ЖСК - Агеенко В.А. согласно протокола от 17.04.2011 заседания правления.
Суд установил:
Жилищно-строительный кооператив "Фиалка" (далее - ЖСК "Фиалка", заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании пункта 1 приказа от 18.11.2011 N 490-ЭЭ Департамента по тарифам Новосибирской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям" не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
Определением от 19.04.2012 Арбитражного суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - ОАО "СЭК"), Федеральная служба по тарифам.
Решением от 28.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Пункт 1 приказа Департамента по тарифам Новосибирской областиот 18.11.2011 N 490-ЭЭ признан соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона о теплоснабжении, абзацу 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЖСК "Фиалка" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Податель кассационной жалобы полагает, что оспариваемым пунктом приказа установлен не один период регулирования тарифов с 01.01.2012 по 31.12.2012, а два периода регулирования: с 01.01.2012 по 30.06.2012 и с 01.07.2012 по 31.12.2012. При этом ценовая ставка за единицу тепловой энергии в течение календарного года меняется, что противоречит действующему законодательству.
У Департамента по тарифам Новосибирской области была возможность установить тарифы на тепловую энергию с периодом действия тарифов с 01.01.2012 по 31.12.2012 с неизменной ценовой ставкой тарифа на уровне действующих в 2011 году (100 %).
Кроме того, в основу решения суда первой инстанции положено письмо от 09.04.2012 N 22-4193/08 Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации, по которому оспариваемый приказ в регистре нормативных правовых актов Новосибирской области имеет статус "Соответствующий федеральному законодательству", так как данное лицо ни в качестве третьего лица, ни в качестве эксперта к участию в данном деле судом не привлекалось.
Судом также нарушено право заявителя на своевременное ознакомление с отзывом Федеральной службы по тарифам. В ходе судебного заседания 24.05.2012 заявителем было заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с данным отзывом и представления суду мотивированного возражения на него. В удовлетворении ходатайства судом отказано.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент по тарифам Новосибирской области, ОАО "СЭК", Федеральная служба по тарифам просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку он является законным и обоснованным, кассационную жалобу - без удовлетворения. Оспариваемый пункт приказа не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, доказательств обратного заявителем не представлено. Суд сделал правомерный вывод о недоказанности несоответствия пунктов 1 и 2 Приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 18.11.2011 N 490-ЭЭ закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В возражениях на поступившие отзывы ЖСК "Фиалка" указывает на то, что суд не в полной мере (не всесторонне и необъективно) исследовал имеющиеся в деле доказательства, согласившись с внеправовой трактовкой заинтересованным лицом законодательства о государственном регулировании тарифов. Это повлекло вынесение судом незаконного и необоснованного решения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что 18.11.2011 Департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ N 490-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным общество "Сибирская энергетическая компания" потребителям".
Нормативно-правовой акт был опубликован 06.12.2011 в газете "Советская Сибирь" N 230 и на официальном сайте Департамента по тарифам Новосибирской области.
Пунктом 1 оспариваемого приказа установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "СЭК" с календарной разбивкой согласно приложениям N 1, 2.
Приложением N 1 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2012 по 30.06.2012:
для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии: одноставочный тариф - 752, 90 руб./Гкал (без НДС); для населения одноставочный тариф (горячая вода) - 888, 42 руб./Гкал (с учетом НДС);
для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей): одноставочный тариф - 466, 37 руб./Гкал (без НДС) - горячая вода; 604, 50 руб./Гкал (без НДС) - отборный пар давлением от 2, 5 до 7, 0 кг/см2; 627, 80 руб./Гкал (без НДС) - отборный пар давлением от 7, 0 до 13, 0 кг/см2; 712, 35 руб./Гкал (без НДС) - острый и редуцированный пар; для населения одноставочный тариф (горячая вода) - 550, 32 руб./Гкал (с учетом НДС).
Приложением N 2 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01.07.2012 по 31.12.2012:
для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии: одноставочный тариф (горячая вода) - 796, 87 руб./Гкал (без НДС); для населения одноставочный тариф (горячая вода) - 940, 31 руб./Гкал (с учетом НДС);
для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию на коллекторах производителей): одноставочный тариф - 493, 60 руб./Гкал (без НДС) - горячая вода; 627,00 руб./Гкал (без НДС) - отборный пар давлением от 2, 5 до 7, 0 кг/см2; 651,10 руб./Гкал (без НДС) - отборный пар давлением от 7, 0 до 13, 0 кг/см2; 739,00 руб./Гкал (без НДС) - острый и редуцированный пар; для населения одноставочный тариф (горячая вода) - 582, 45 руб./Гкал (с учетом НДС).
По пункту 2 приказа от 18.11.2011 N 490-ЭЭ указанные тарифы действуют с 01.01.2012 с календарной разбивкой согласно приложениям N 1, 2.
Судом первой инстанции установлено, что 08.09.2004 между ОАО "СЭК" и ЖСК "Фиалка" заключен договор N 1267 с дополнительным соглашением от 05.10.2011 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде.
В соответствии с пунктом 5.1 названного договора тарифы на подаваемую абоненту тепловую энергию устанавливаются решениями региональной энергетической комиссии и федеральной службы по тарифам согласно Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и проводятся в сроки, указанные в решениях.
Тарифы доводятся до сведения абонента путем сообщения в газете "Советская Сибирь" и банковскими платежными документами.
ЖСК "Фиалка" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 1 приказа от 18.11.2011 N 490-ЭЭ не соответствующим действующему законодательству.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого приказа Департамента по тарифам Новосибирской области действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ - арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Судом установлено, что оспариваемым приказом установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "СЭК", без указания конкретных потребителей (то есть для неопределенного круга лиц), рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг.
В этой связи, вывод суда об отнесении указанного приказа к нормативному правовому акту и рассмотрение этого дела в арбитражном суде является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации - размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении - государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями абзаца 1 пункта 6, пункта 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации - тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Форма решения определена Регламентом, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э.
В примечаниях к указанной форме дается ссылка на случаи установления тарифов с календарной разбивкой: при применении регулирующим органом календарной разбивки тарифы устанавливаются согласно приложениям отдельно для каждого периода календарной разбивки, путем дополнения в приложениях столбцов с соответствующей календарной разбивкой.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 - при регулировании тарифов могут устанавливаться: тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов. Указанные тарифы и предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию на 2012 год установлены приказом Федеральной службы тарифов от 06.10.2011 N 242-э/7 с календарной разбивкой.
Представитель ОАО "СЭК" в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что в 2011 году тарифы на тепловую энергию не изменялись, увеличение действующих тарифов предусмотрено со второй половины 2012 года.
Из письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области от 09.04.2012 N 22-4193/08 следует, что оспариваемый приказ в федеральном регистре нормативных правовых актов Новосибирской области имеет статус "Соответствует федеральному законодательству".
Довод ЖСК "Фиалка" о неправомерности включения указанного письма от 09.04.2012 N 22-4193/08 в качестве одного из доказательств по делу, отклоняется как необоснованный.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что тарифы на тепловую энергию установлены на один финансовый год. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на тепловую энергию с 01.07.2012 для потребителей и населения не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам Новосибирской области указанных тарифов на срок менее одного года. Оспариваемый пункт приказа не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное выше свидетельствует о том, что пункт 1 приказа от 18.11.2011 N 490-ЭЭ Департамента по тарифам Новосибирской области соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона о теплоснабжении, абзацу 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушено право заявителя на своевременное ознакомление с отзывом Федеральной службы по тарифам, подлежит отклонению, поскольку в материалах дела имеется квитанция о направлении 21.05.2012 копии отзыва ЖСК "Фиалка" (том 1, лист дела 88).
Кроме того, из протокола судебного заседания не следует, что в ходе судебного заседания 24.05.2012 заявителем было подано ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с отзывом Федеральной службы по тарифам и представления суду мотивированного возражения на указанный отзыв (том 1, листы дела 108-109).
Каких-либо замечаний на протокол судебного заседания в порядке части 7 статьи 155 АПК РФ от ЖСК "Фиалка" не поступило.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13533/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 - при регулировании тарифов могут устанавливаться: тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов. Указанные тарифы и предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
...
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что тарифы на тепловую энергию установлены на один финансовый год. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на тепловую энергию с 01.07.2012 для потребителей и населения не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам Новосибирской области указанных тарифов на срок менее одного года. Оспариваемый пункт приказа не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное выше свидетельствует о том, что пункт 1 приказа от 18.11.2011 N 490-ЭЭ Департамента по тарифам Новосибирской области соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона о теплоснабжении, абзацу 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
...
Каких-либо замечаний на протокол судебного заседания в порядке части 7 статьи 155 АПК РФ от ЖСК "Фиалка" не поступило."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2012 г. N Ф04-3602/12 по делу N А45-13533/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17605/12
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17605/12
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3602/12
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13533/12