г. Тюмень |
|
3 сентября 2012 г. |
Дело N А03-18236/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Есикова А.Н.
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Шанауриной Ю.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Бийского районного Совета народных депутатов Алтайского края на решение от 29.02.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 15.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А03-18236/2011 по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пушкина, 17, ОГРН 1042202282407, ИНН 2225066621) к Бийскому районному Совету народных депутатов Алтайского края (659300, Алтайский край, город Бийск, улица Куйбышева, 88, ОГРН 1082204009447, ИНН 2204041898) об оспаривании решения.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Зеленина С.Н.) в заседании участвовал представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Плесовских Ф.Г. по доверенности от 20.01.2012.
Суд установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП по Алтайскому краю) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Бийскому районному Совету народных депутатов Алтайского края (далее - заявитель, Совет народных депутатов) об оспаривании решения от 26.11.2010 N 140-сд "Об отмене решения Бийского районного Совета народных депутатов "О даче разрешения на передачу в федеральную собственность муниципального имущества, предназначенного для осуществления полномочий прокуратуры Бийского района и отдела судебных приставов Бийского района от 25.11.2005 N 81" (далее - решение от 26.11.2010 N 140-сд).
Решением от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением от 15.05.2012 апелляционного суда, требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Бийского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26.11.2010 N 140-сд "Об отмене Решения Бийского районного Совета народных депутатов "О даче разрешения на передачу в федеральную собственность муниципального имущества, предназначенного для осуществления полномочий прокуратуры Бийского района и отдела судебных приставов Бийского района от 25.11.2005 N 81" в части отмены решения о передаче муниципального имущества, занимаемого отделом судебных приставов Бийского района, находящегося по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10. В удовлетворении требования в остальной части отказано.
Совет народных депутатов обратился с кассационной жалобой, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что отмена актов местного самоуправления возможна не только в случаях их противоречия действующему законодательству. При принятии решения от 26.11.2010 N 140-сд Совет народных депутатов руководствовался статьёй 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), Уставом муниципального образования города Бийска. Нормы данных актов подтверждают полномочия заявителя в сфере распоряжения муниципальным имуществом и принятия решений как правовых актов в указанной сфере. Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ допускает отмену акта по усмотрению органа местного самоуправления. Срок для реализации нормы о передаче имущества, установленный Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, истёк. Суды необоснованно указали, что заявителем не осуществлялся контроль за исполнением решения от 25.11.2005 N 81. Судами нарушены нормы процессуального права, так как не было привлечено к участию в деле физическое лицо, за которым зарегистрировано право собственности на часть здания, расположенного по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10. Суды неправомерно сослались на письмо Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 19.06.2008 N 8150-АЛ/Д08, так как оно не является источником права.
УФССП по Алтайскому краю в отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, считает решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Бийского района (арендодатель) и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (арендатор) заключён договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности от 01.11.2001. С учётом дополнений к договору аренды арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в хозяйственное ведение и пользование нежилое помещение площадью 288 кв. м, подвальное помещение площадью 144 кв. м по адресу: город Бийск, улица Красногвардейская, дом 10 (далее - нежилые помещения). По акту приёма-передачи нежилые помещения были переданы во временное владение и пользование арендатору.
Во исполнение Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Совет народных депутатов на основании решения от 25.11.2005 N 81 разрешил передачу нежилых помещений в федеральную собственность.
Контроль за исполнением решения от 25.11.2005 N 81 был возложен на Комитет по управлению муниципальным имуществом и банкротству предприятий Бийского района.
УФССП по Алтайскому краю обращалось к администрации Бийского района за предоставлением документов и информации относительно передачи нежилых помещений в федеральную собственность (письма от 12.07.2006 N 08/1816-ПА, от 12.10.2007 N 11/4458-АН).
Администрацией Бийского района были направлены ответы об отсутствии бюджетных средств, необходимых для оформления передачи нежилых помещений (письма от 20.07.2006, от 14.04.2009 N 19-322, от 30.04.2009 N АН-4516).
Совет народных депутатов принял решение от 26.11.2010 N 140-сд, пунктом 1 которого отменил решение от 25.11.2005 N 81.
Полагая, что решение от 26.11.2010 N 140-сд не соответствует требованиям действующего законодательства, УФССП по Алтайскому краю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление УФССП по Алтайскому краю в части, обоснованно исходил из следующего.
Решение от 25.11.2005 N 81 было принято Советом народных депутатов на основании требований, установленных нормами Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно передать до 01.01.2008 в федеральную собственность имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти.
Судом установлено, что нежилое помещение используется УФССП по Алтайскому краю с 10.11.2001 для осуществления возложенных на него функций. Учитывая данный факт и требования законодательства, суд первой инстанции правомерно указал, что решение Совета народных депутатов от 25.11.2005 N 81 принято на основании императивной нормы Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Основания и порядок отмены или изменения муниципальных правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их, закрепляется нормами Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (статьи 4, 48), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О.
Руководствуясь положениями данных актов, суд первой инстанции пришёл к выводу, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречии с действующим законодательством. Муниципальные правовые акты не могут быть отменены произвольно без правового обоснования.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости.
Принимая во внимание изложенные нормы, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем того, что решение от 25.11.2005 N 81 принято с нарушением или в противоречии с действующим законодательством. Таким образом, суд пришёл к верному выводу о незаконности решения Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 140-сд, отменяющего решение от 25.11.2005 N 81 и обоснованно удовлетворил заявление УФССП по Алтайскому краю.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, апелляционная инстанция указала на необоснованность доводов заявителя об истечении срока, установленного для передачи нежилых помещений в федеральную собственность, поскольку Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ не предусматривает, что данный срок является пресекательным и осуществление передачи муниципального имущества по истечении этого срока не допускается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.02.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18236/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Бийского районного Совета народных депутатов Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 8 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно передать до 01.01.2008 в федеральную собственность имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти.
Судом установлено, что нежилое помещение используется УФССП по Алтайскому краю с 10.11.2001 для осуществления возложенных на него функций. Учитывая данный факт и требования законодательства, суд первой инстанции правомерно указал, что решение Совета народных депутатов от 25.11.2005 N 81 принято на основании императивной нормы Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Основания и порядок отмены или изменения муниципальных правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их, закрепляется нормами Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (статьи 4, 48), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О.
...
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, апелляционная инстанция указала на необоснованность доводов заявителя об истечении срока, установленного для передачи нежилых помещений в федеральную собственность, поскольку Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ не предусматривает, что данный срок является пресекательным и осуществление передачи муниципального имущества по истечении этого срока не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2012 г. N Ф04-3550/12 по делу N А03-18236/2011