г. Тюмень |
|
5 сентября 2012 г. |
Дело N А03-3933/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" на определение о прекращении производства по делу от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) и постановление от 04.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-3933/2012 по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Ползунова, 22, ИНН 2225007351, ОГРН 1022201762990) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (656025, город Барнаул, проспект Ленина, 74, ИНН 2224011531, ОГРН 1022201536587) о признании незаконным протокола об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Сайчук А.В.) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" - Дмуха К.Н. по доверенности от 28.12.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" (далее - ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - административный орган) о признании незаконным протокола от 06.03.2012 N 22 ТЮ N 000002 по делу об административном правонарушении.
Определением от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу прекращено в порядке статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 25.04.2012 суда первой инстанции и постановление от 04.07.2012 суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Податель кассационной жалобы полагает, что оспаривает законность протокола об административном правонарушении, как ненормативного правового акта в порядке главы 24 АПК РФ.
У административного органа законные основания для составления протокола об административном правонарушении отсутствовали, что повлекло неблагоприятные последствия в виде привлечения заявителя к административной ответственности.
Кроме того, по мнению общества, судом первой инстанции в нарушение норм процессуального права не дана оценка действиям должностных лиц, составивших протокол от 06.03.2012 22 ТЮ N 000002.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения ввиду их законности и обоснованности. Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, так как в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ правильность применения судами норм процессуального права, пришел к выводу об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения по следующим основания.
Из материалов дела следует, что предметом заявленных ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" требований является признание незаконным протокола об административном правонарушении от 06.03.2012 N 22 ТЮ 000002, составленного административным органом в отношении ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт".
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о неподведомственности указанного дела арбитражному суду, с чем апелляционный суд согласился.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ - к подведомственности арбитражных судов относятся дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ - в судебном порядке могут быть оспорены решения административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Часть 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с положениями статей 29, 198 АПК РФ арбитражным судам подведомственны экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской или иной экономической деятельности, в том числе и дела об оспаривании ненормативных правовых актов.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Протокол об административном правонарушении не обладает признаками подобного ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения (то есть фактические данные), и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении и не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили положения части 2 статьи 29, части 1 статьи 207 АПК РФ, части 1 статьи 29.9, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, которые указывают на отсутствие в действующем законодательстве норм, предусматривающих возможность обжалования протокола об административном правонарушении, и, следовательно, влекут предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ основания для прекращения производства по делу.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
В кассационной жалобы не приведено доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение о прекращении производства по делу от 25.04.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3933/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
По мнению общества, суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу о признании незаконным протокола об административном правонарушении. У административного органа законные основания для составления протокола об административном правонарушении отсутствовали, что повлекло неблагоприятные последствия в виде привлечения заявителя к административной ответственности.
По мнению административного органа, протокол по делу об административном правонарушении не подлежит судебному обжалованию. Он представляет собой процессуальный документ, служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, так как в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Суд считает, что правомерной является позиция административного органа.
Протокол об административном правонарушении не обладает признаками ненормативного правового акта акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения (то есть фактические данные), и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении и не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2012 г. N Ф04-4362/12 по делу N А03-3933/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17945/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17945/12
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4362/12
25.04.2012 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3933/12