г. Тюмень |
|
6 сентября 2012 г. |
Дело N А03-16708/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Отческой Т.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края на постановление от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Усанина Н.А.) по делу N А03-16708/2011 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению Первого заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора (630003, город Новосибирск, улица Саратовская, 13) к Управлению Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи (656056, город Барнаул, улица Анатолия, 81, ОГРН 1022201768104, ИНН 2225038448) Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Папанинцев, 105) о признании незаконными действий.
В заседании принял участие представитель Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края- Алейников Е.С. по доверенности от 05.03.2012 N 09-01/П/160
Суд установил:
Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи о признании незаконными действий, выразившихся в объединении в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по проведению изысканий, и обязании устранить указанные нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности путем создания в рамках настоящего конкурса двух самостоятельных лотов: на разработку проектной документации и на выполнение инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, обследований, объемно-планировочных решений.
К участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Решением от 02.03.2012 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Признаны незаконными действия Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, выразившиеся в объединении в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий.
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы апелляционного суда не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Податель жалобы считает, что действия заказчика по объединению проектных и инженерно-изыскательских работ не может рассматриваться в качестве признака ограничения конкуренции.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Западно-Сибирская транспортная прокуратура просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 26.09.2011 по 30.11.2011 Управлением Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство международного аэровокзала с пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту города Барнаула имени Титова Г.С.
Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью конкурсной документации, предусмотрено, что его предметом является разработка проектной документации и выполнение проектно-изыскательских работ.
Полагая, что действия, выразившиеся в объединении в один предмет торгов работ по подготовки проектной документации и работ по проведению изысканий, не соответствуют закону, Первый заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что инженерные изыскания и проектирование являются видами работ, технологически и функционально связанными между собой. Объединение указанных работ в один лот не является ограничением конкуренции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из того, что действия Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края по объединению в одном предмете торгов работ по подготовке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий не соответствуют части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Суд апелляционной инстанции установив, что потенциальный участник конкурса должен иметь два свидетельства на осуществление двух разных видов деятельности - на проектирование и осуществление инженерных изысканий, пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае объединены в состав одного предмета конкурса работы, которые относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Апелляционный суд сделал правильный вывод, что объединение заказчиком в состав одного лота проектных и изыскательских работ, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, а именно наличие допуска СРО на виды работ, связанные с проектированием и наличие допуска СРО на виды работ, связанные с инженерными изысканиями, ограничивает доступ к участию в торгах хозяйствующих субъектов - участников рынка, ограничивает конкуренцию при проведении конкурса, поскольку исходя из положений документации о конкурсе и требований части 1 статьи 12, части 6 статьи 25, части 1 статьи 27, части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации.
Кроме того, требование о наличии отдельных допусков СРО на проектные и изыскательские работы, выполнение таких работ различными специалистами, различные объемы работ и предъявление разных требований к их результатам подтверждают, что это самостоятельные виды работ, объединенные объектом строительства, но не связанные технологически.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконными действия Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, выразившиеся в объединении в один предмет торгов работ по подготовки проектной документации и работ по проведению изысканий.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что основания для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16708/2011 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
...
Апелляционный суд сделал правильный вывод, что объединение заказчиком в состав одного лота проектных и изыскательских работ, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, а именно наличие допуска СРО на виды работ, связанные с проектированием и наличие допуска СРО на виды работ, связанные с инженерными изысканиями, ограничивает доступ к участию в торгах хозяйствующих субъектов - участников рынка, ограничивает конкуренцию при проведении конкурса, поскольку исходя из положений документации о конкурсе и требований части 1 статьи 12, части 6 статьи 25, части 1 статьи 27, части 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2012 г. N Ф04-4159/12 по делу N А03-16708/2011