г. Тюмень |
|
6 сентября 2012 г. |
Дело N А45-23445/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Финько О.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2012 (судья Бурова А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 (судья Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А45-23445/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УНИКОН" (630064, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, дом 24а, ИНН 5404140193, ОГРН 1025401494744) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (630054, город Новосибирск, улица Костычева, дом 20, ИНН 5404239731, ОГРН 1045401536883) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска - Немцова В.Г. по доверенности от 30.12.2011 N 02-26/0226657;
от общества с ограниченной ответственностью "УНИКОН" - Домич С.Р. по доверенности от 06.08.2012 N 20-юр.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УНИКОН" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, ООО "УНИКОН") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган,) о признании недействительным решения от 27.05.2011 N 12 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 506 675 руб.
Решением от 16.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Инспекции от 27.05.2011 N 12 в части отказа ООО "УНИКОН" в возмещении НДС в сумме 1 506 675 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска Инспекция указала на то, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" если организация осуществляет функции заказчика-застройщика, то она не вправе применять вычет по НДС за выполненные строительно-монтажные работы (далее - СМР).
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Инспекции, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали в полном объеме свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Судами при производстве по делу установлено, что Инспекций была проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2009 года.
По результатам налоговой проверки составлен акт N 15087 от 25.04.2011 с указанием на выявленные нарушение налогового законодательства.
27.05.2011 по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки заместителем начальника налогового органа принято решение N 12 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Основанием для отказа в возмещении НДС в размере 1 506 675 руб. послужил вывод налогового органа о том, что Обществом необоснованно заявлены налоговые вычеты, предъявленные налогоплательщику ООО "УниконСтрой" по выполненным СМР по строительству жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по ул. Горская, 10 строение. По мнению налогового органа, работы подрядной организации приобретены заявителем не для облагаемых НДС операций, поскольку согласно подпунктам 22, 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации жилых домов, жилых помещений, по передаче доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 07.10.2011 N 608 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
Считая решение Инспекции от 27.05.2011 N 12 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение налогового органа недействительным, правомерно исходили из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Условия и порядок применения налоговых вычетов предусмотрены в статьях 171 и 172 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует, что между ООО "УНИКОН" (заказчиком) и ООО "УниконСтрой" (генподрядчиком) заключен договор подряда от 02.02.2009 N 18 на выполнение строительно-монтажных работ по достройке на объекте: "Многоэтажный жилой дом с помещениями общественного назначения и пристроенным зданием общественного назначения, подземной автостоянкой по ул. Горской в Ленинском районе".
В подтверждение факта выполнения строительно-монтажных работ Обществом в налоговый орган и в материалы дела представлены договор подряда, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, разрешение на строительство, книга покупок, карточки счета 08.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ вышеуказанные вычеты НДС производятся в общеустановленном порядке, то есть на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Из вышеизложенное суды сделали вывод о том, что суммы НДС, предъявленные подрядной организацией, принимаются к вычету у налогоплательщика по счетам-фактурам заказчика, оформленным на основании счетов-фактур подрядчика по выполненным работам, в порядке, установленном пунктом 3 статьи 168 и статьи 169 НК РФ, при условии принятия данных работ к учету, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Суды указали, что для применения вычета по НДС важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете, в подтверждение которого, как установлено судами, Обществом представлены в налоговый орган документы, подтверждающие факт отражения приобретения товаров, выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете, в карточке счета 08 и книге покупок.
При этом суды обоснованно сослались на то, что налоговым органом при проведении проверки не устанавливалось, за счет каких средств Обществом производилась оплата выполненных работ, услуг, следовательно, Обществом соблюдены условия применения налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ.
Суды также правомерно не приняли ссылку налогового органа на положения подпунктов 22, 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, указав, что операции по реализации нежилых помещений в указанный перечень не включены.
При этом факт реализации указанных в подпункте 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ объектов налогоплательщиком в ходе проверки налоговым органом также не устанавливался.
Судами также отмечено, что распределение сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при строительстве жилого комплекса со встроенными нежилыми помещениями, относящихся к стоимости жилых и нежилых помещений, предназначенных для осуществления соответственно операций, освобождаемых от налогообложения и облагаемых этим налогом, следует производить после принятия налогоплательщиком на учет готового к вводу в эксплуатацию жилого дома. При том, что, как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, в проверяемом периоде объект не был введен в эксплуатацию.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что выводы, положенные Инспекцией в основу оспариваемого решения, носят характер предположений и не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем отказ Инспекции в предоставлении Обществу налоговых вычетов по НДС не соответствует требованиям НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление Общества, признав оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Доводы кассационной жалобы Инспекции подлежат отклонению, поскольку повторяют доводы апелляционной жалобы и не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23445/2011оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
По мнению налогового органа, он обоснованно отказал налогоплательщику в возмещении НДС, уплаченному при строительстве объекта. Работы подрядной организации приобретены налогоплательщиком для не облагаемых НДС операций, поскольку согласно подп. 22, 23 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по реализации жилых домов, жилых помещений, по передаче доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
Суд считает, что, исходя из обстоятельств дела, позиция налогового органа является неправомерной.
При рассмотрении дела было установлено, что между налогоплательщиком (заказчиком) и контрагентом (генподрядчиком) заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по достройке на объекте "Многоэтажный жилой дом с помещениями общественного назначения и пристроенным зданием общественного назначения, подземной автостоянкой". В подтверждение факта выполнения строительно-монтажных работ налогоплательщиком в налоговый орган и в материалы дела представлены договор подряда, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, разрешение на строительство, книга покупок, карточки счета 08.
Суд отметил, что распределение сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при строительстве жилого комплекса со встроенными нежилыми помещениями, относящихся к стоимости жилых и нежилых помещений, предназначенных для осуществления соответственно операций, освобождаемых от налогообложения и облагаемых этим налогом, следует производить после принятия налогоплательщиком на учет готового к вводу в эксплуатацию жилого дома. При том, что, как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, в проверяемом периоде объект не был введен в эксплуатацию.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2012 г. N Ф04-4353/12 по делу N А45-23445/2011