г. Тюмень |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А81-5520/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение от 31.01.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 29.05.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-5520/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Реаско - Западной Сибири" (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, 3 мкр., 34, 18, ИНН 8911014676, ОГРН 1028900897651) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Кузнечная, 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) об оспаривании постановления от 03.11.2011 N 62-11-520/ПН.
В заседании принял участие представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - Орехов Н.А. по доверенности от 10.01.2012 N 62-12-06дв.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Реаско - Западной Сибири" (далее - ЗАО "Реаско - Западной Сибири", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2011 N 62-11-520/ПН о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 31.01.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Податель кассационной жалобы полагает, что предписание не было исполнено в полном объеме, поскольку документы, содержащие информацию о зарегистрированном лице, являются документами, относящимися к системе ведения реестра и должны храниться в течение 5 лет. В нарушение требований действующего законодательства в Правилах ведения реестра ЗАО "Реаско - Западной Сибири" указан трехлетний срок хранения документов.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе так же считает, что Правила ведения реестра должны включать, в том числе, перечень, формы и способы предоставления документов, на основании которых проводятся операции в реестре владельцев именных ценных бумаг.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Реаско - Западной Сибири", соглашаясь с выводами указанных судебных инстанций, просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судами дана надлежащая правовая оценка законности постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 03.11.2011.
Общество также просит судебное заседание провести без участия его представителя.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административным органом по результатам камеральной проверки сведений о возможных нарушениях обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, были выявлены следующие нарушения, а именно:
- не указаны перечень, порядок и сроки исполнения операций по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг;
- не указаны способы предоставления документов, связанных с реестром, зарегистрированными лицами, их уполномоченными представителями, иными заинтересованными лицами;
- не указаны сроки предоставления ответов на запросы;
- сроки хранения документов, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, противоречат статье 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг);
- указанные в пункте 4.9 Правил сроки для внесения записей в Реестр, касающихся эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации, не соответствуют пункту 7.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.
В адрес общества направлено предписание от 26.07.2011 N 62-11-СК-08/8568 об устранении нарушения действующего законодательства путем:
1. Приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, а именно:
- в части сроков хранения документов, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги в соответствие со статьей 28 Закона о рынке ценных бумаг;
- в части сроков для внесения записей в Реестр, касающихся эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в соответствие с пунктом 7.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг;
- указать перечень, порядок и сроки исполнения операций по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг;
- указать способы предоставления документов, связанных с реестром, зарегистрированными лицами, их уполномоченными представителями, иными заинтересованными лицами;
- указать сроки предоставления ответов на запросы.
2. Направления заверенных в надлежащем порядке копий Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг.
3. Представления в административный орган:
- заверенной в надлежащем порядке копии вновь утвержденных правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
- документарно подтвержденной информации о направлении копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг.
05.08.2011предписание N 62-11-СК-08/8568 получено обществом. Срок его исполнения определен - 05.09.2011 включительно.
30.08.2011 в административный орган поступил ответ общества на предписание с приложением копий правил регистрации, обработки и хранения входящей документации в составе вновь утвержденных Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
При рассмотрении вышеуказанных документов административным органом установлено:
1. сроки хранения документов, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, противоречат статье 28 Закона о рынке ценных бумаг, а также пункту 8 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг", в частности,
1) в пункте 4.7 представленных Правил указано: держатель реестра акционеров обязан хранить информацию о зарегистрированном лице, содержащуюся в регистрационном журнале, не менее трех лет с момента, когда это лицо перестало быть зарегистрированным;
2) в пункте 7.2 представленных Правил указано, что общество осуществляет хранение: исходящих документов не менее трех лет; информации о зарегистрированном лице не менее трех лет после списания со счета зарегистрированного лица всех ценных бумаг.
2. Не указаны способы предоставления документов, связанных с реестром, зарегистрированными лицами, их уполномоченными представителями, иными заинтересованными лицами.
05.10.2011 в отношении общества должностным лицом административного органа составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Основанием для составления указанного протокола явилось то, что обществом в установленный срок не исполнено предписание административного органа от 26.07.2011 N 62-11-СК-08/8568 о предоставлении документов.
На основании указанного протокола 03.11.2011 заместителем руководителя административного органа вынесено оспариваемое постановление N 62-11-520/ПН, в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, на ЗАО "Реаско - Западной Сибири" наложен штраф в размере 500 000 руб.
Общество, полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии со стороны общества нарушений требований Закона о рынке ценных бумаг и Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарий обязаны хранить документы, относящиеся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документы, связанные с учетом и переходом прав на ценные бумаги, не менее пяти лет с даты их поступления держателю реестра или депозитарию и (или) совершения операции с ценными бумагами, если такие документы являлись основанием для ее совершения.
Перечень указанных документов, а также порядок их хранения определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 8 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг" предусмотрено, что регистратор обязан хранить документы, на основании которых были проведены операции в реестре, не менее пяти лет.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о том, что предписание не исполнено в части приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства сроков хранения документов, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, поскольку содержание пунктов 4.7 и 7.2 Правил общества противоречит статье 28 Закона о рынке ценных бумаг и пункту 8 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг".
Из материалов дела следует, что в пункте 4.7 представленных обществом Правил указано, что держатель реестра акционеров обязан хранить информацию о зарегистрированном лице, содержащуюся в регистрационном журнале, не менее 3 (трех) лет с момента, когда это лицо перестало быть зарегистрированным.
Пунктом 7.2 Правил (абзац 3 и 4) также установлен трехлетний срок хранения исходящих документов и информации о зарегистрированном лице не менее трех лет после списания со счета зарегистрированного лица всех ценных бумаг.
Однако в том же пункте 7.2 Правил (абзац 2) предусмотрено, что хранение входящих документов относящихся к системе ведения реестра, а также документов связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги осуществляется не менее 5 (пяти) лет с даты их поступления держателю реестра.
Соответственно, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что формулировка приведенного положения Правил общества полностью соответствует требованиям законодательства. При этом указание ЗАО "Реаско - Западной Сибири" в Правилах сроков хранения иных документов и информации (пункт 4.7; абзац 3, 4 пункта 7.2 Правил) не свидетельствует о том, что обществом не исполняются нормы закона, определяющие сроки хранения документов.
Кроме того, административный орган полагает, что общество не указало способы предоставления документов, связанных с реестром, зарегистрированными лицами, их уполномоченными представителями, иными заинтересованными лицами.
Между тем, в разделе 7 Правил "Общие правила внутреннего документооборота" приведен перечень основных документов, используемых обществом для ведения реестра, и утверждена их форма.
Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что административный орган не доказал факт нарушения обществом требований действующего законодательства Российской Федерации на рынке ценных бумаг, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
В целом доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу. Это не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.01.2012 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.05.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5520/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 28 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарий обязаны хранить документы, относящиеся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документы, связанные с учетом и переходом прав на ценные бумаги, не менее пяти лет с даты их поступления держателю реестра или депозитарию и (или) совершения операции с ценными бумагами, если такие документы являлись основанием для ее совершения.
...
Пунктом 8 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг" предусмотрено, что регистратор обязан хранить документы, на основании которых были проведены операции в реестре, не менее пяти лет.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о том, что предписание не исполнено в части приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства сроков хранения документов, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, поскольку содержание пунктов 4.7 и 7.2 Правил общества противоречит статье 28 Закона о рынке ценных бумаг и пункту 8 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф04-4380/12 по делу N А81-5520/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17557/12
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17557/12
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4380/12
29.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2324/12
10.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2324/12
16.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2324/12
31.01.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-5520/11