г. Тюмень |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А75-1558/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Хантыв-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 12.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А, Шиндлер Н.А.) по делу N А75-1558/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ИНН 8605003932, ОГРН 1028601354088) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 27.01.2012 N 71-ОК/22 и представления от 27.01.2012 N 12-ОК/22.
В заседании приняли участие представители сторон: от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Шелест Н.Н. по доверенности от 01.10.2011N 370.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным постановления от 27.01.2012 по делу об административном правонарушении N 71-ОК/22, представления от 27.01.2012 N 12-ОК/22.
Решением от 16.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано. Суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), что явилось основанием для принятии в отношении Общества оспариваемого представления от 27.01.2012 об устранении условий, способствующих совершению административных правонарушений, выразившееся в непринятии мер по ликвидации отходов бурения куста скважин N 5 Южно-Покамасовского лицензионного участка, ликвидации шламового амбара, рекультивации нарушенного участка.
Постановлением от 12.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, оставив в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Обществу вменяется нарушение технологической схемы разработки месторождения и условий лицензии, выразившееся в строительстве шламового амбара и захоронение в них отходов 4 класса опасности и нарушение проектных условий, не предусматривающих захоронение бурового шлама в шламовом амбаре, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, податель жалобы указывает, что Обществу вменяется захоронение отходов бурения в шламовом амбаре, не отвечающим требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ссылаясь на положения Федерального закона от 21.02.1992 "2395-1 "О недрах" (статья 11), Положение о порядке лицензирования пользованиями недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (пункт 16.2).
По мнению заявителя жалобы, согласно проектного документа шламовые амбары являются источниками загрязнения недр и при некачественной изоляции дна и стен, при паводках возможны утечки загрязненных жидких буровых отходов и несвоевременно ликвидированные шламовые амбары являются постоянно действующими фактором загрязнения недр. Общество осуществляло хранение отходов бурения в шламовом амбаре в период, превышающий установленный в проектной документации, и не принимало мер по выполнению работ по рекультивации, данный объект числиться как действующий.
Заявитель считает, что шламовый амбар, в котором Общество захоронило буровой шлам, являющийся отходом производства 4 класса опасности, не отвечает указанным требованиям и условиям, установленных законодательством Российской Федерации к объектам захоронения отходов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на законность принятого по делу судебного акта, просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, материалы дела, заслушав представителя стороны, явившегося в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Общество осуществляет добычу нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в границах Южно-Покамасовского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 00603 НЭ.
Для осуществления лицензируемого вида деятельности Общество осуществляет бурение скважин на кусте 5 Южно-Покамасовского месторождения, в том числе бурение скважин осуществлялось в период с 04.08.2007 по 13.11.2010 с размещением бурового шлама в шламовом амбаре кустовой площадки N 5 Южно-Покамасовского месторождения.
Специалистами Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре при рассмотрении материалов по приемке рекультивированных объектов 11.11.2011 установлено, что со стороны Общества было допущено нарушение общих требований при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, а именно, административным органом было обнаружено невыполнение мероприятий по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронение отходов, образованных в результате строительства куста скважины N 5 при расширении Южно-Покамасовского месторождения нефти в шламовом амбаре.
В результате выявленных обстоятельств должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре вынесено определение N 1753-ОК/22 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11.11.2011.
В отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" составлен протокол об административном правонарушении от 11.01.2012 N 39-ОК/22, в котором указано, что с момента образования отходов и по настоящее время Общество не принимает меры по утилизации отходов бурения (вывозу, использованию, захоронению в установленном месте и должным образом), ликвидации шламового амбара, рекультивации нарушенного участка в соответствии с законодательством РФ, а продолжает размещать буровой шлам в нарушение установленных требований.
Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре считает, что указанными действиями Общества были нарушены положения действующего законодательства: статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 31, пункт 3 статьи 53, статья 124, статья 128, пункт 2 статьи 193, статья 196, подпункты 1, 4, 7, 8, пункта 1 статьи 223, статья 335 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 01.12.2002 N 20-8); пункт 1 статьи 1, статья 12, подпункты 2, 6 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации; пункт 6 статьи 21, статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации; статья 30, пункт 4 статьи 34 Модельного закона "Об отходах производства и потребления (новая редакция) (принят постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 31.10.2007 N 29-15); статья 22, статья 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; статья 3, пункт 1 статьи 34, пункты 1, 2 статьи 36, пункт 3 статьи 37, пункты 1, 2 статьи 38, пункты 1, 2, 3, 4 статьи 39, пункты 1, 2 статьи 46, пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); статья 3, пункт 1 статьи 10, статья 11, пункты 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); пункт 7 статьи 42, пункт 22 статьи 44, пункты 1, 8 части 1 статьи 50 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании".
По материалам проверки заместителем начальника отдела Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре вынесено постановление от 27.01.2011 N 71-ОК/22 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.3 и статьей 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, 27.01.2012 административным органом вынесено представление N 12-ОК/22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности и, указывая на размещение бурового шлама в шламовом амбаре в соответствии с проектной и технической документацией, Общество оспорило принятое административным органом постановление Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 27.01.2011.N 71-ОК/22 и представления от 27.01.2011 N 12-ОК/22.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу о том, что административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения Обществом требований природоохранного законодательства и отсутствия в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, статьей 8.2 КоАП РФ, что повлекло к принятию незаконного представления по принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правомерными, основанными на обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В статье 11 вышеуказанного Закона "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона "О недрах" лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии с требованиями статьи статье 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан, в том числе обеспечить: соблюдение требований технических проектов; планов и схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Согласно пункту 2.2.6 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР 15.10.1984, технологическая схема разработки-проектный документ, определяющий предварительную систему промышленной разработки эксплуатационного объекта (или нескольких объектов) нефтяного месторождения, на основе данных его разработки и пробной эксплуатации.
Проект разработки является основным документом, по которому осуществляется комплекс технологических и технических мероприятий по извлечению нефти и газа из недр, контролю за процессом разработки, обеспечению безопасности населения, охране недр и окружающей среды.
Требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов пользования недрами установлены Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр"), Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора от 05.06.2003 N 56 (далее - Правила безопасности).
Согласно пункту 20 Правил охраны недр проектная документация включает обоснования и технические решения, в том числе, по оптимальному варианту размещения наземных и подземных сооружений и объектов, охране недр и окружающей среды; мерам, обеспечивающим охрану недр, атмосферного воздуха, земель и земной поверхности, лесов, вод и других объектов окружающей среды; рекультивации земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, снижению отчуждения земельных площадей под горные разработки, сохранению плодородного и потенциально плодородного слоя почвы.
Согласно пункту 2.2.6.14 Правил безопасности проект должен содержать в том числе, мероприятия по охране окружающей среды - описание технологических процессов и перечень технических средств по очистке и утилизации производственных отходов, повторному использованию сточных вод, безопасному их сбросу в объекты природной среды, нейтрализации отрицательного воздействия отработанного бурового раствора и шлама на окружающую среду при их захоронении, проект рекультивации нарушенных земель.
Судом установлено, что ОАО "Славнефть - Мегионнефтегаз" является владельцем лицензии ХМН 00603 НЭ с целевым назначением и видами работ: добыча нефти и газа в пределах Южно-Покамасовского лицензионного участка. Неотъемлемыми частями лицензии являются Лицензионное соглашение и дополнительные соглашения к нему.
Согласно пункту 8.12 Лицензионного соглашения к Лицензии на добычу нефти и газа на Южно-Покамасовском месторождении N ХМН 00603 НЭ, ОАО "Славнефть - Мегионнефтегаз" осуществляет разработку лицензионного участка согласно проектным документам.
В соответствии с пунктом 8.8. данного Лицензионного соглашения обустройство месторождений Общество обязано осуществлять по проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
На момент проведения работ по бурению скважин (2007 - 2010 годы), действующими проектными документами являлись Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения 2004 года и проект "Расширение Южно-Покамасовского месторождения нефти. Кусты скважин N 4, 5" от 2005 года.
Технологической схемой (раздел 10.9.1., таблица 10.9.1.1. на стр. 10 - 31) было предусмотрено складирование при эксплуатационном бурении скважины отходов бурения в шламовом амбаре.
В разделе 10.9.2 (последний абзац) данной технологической схемы предусмотрено, что сбор, временное хранение и захоронение отходов бурения осуществляется в специально подготовленных амбарах-накопителях.
В разделе 10.9.3. вышеуказанной схемы "Сбор, очистка, обезвреживание и утилизация отходов" указано, что сбор и хранение образующихся в процессе бурения отходов осуществляется в специальном земляном амбаре-накопителе. Использование данной технологии позволит свести до минимума негативное воздействие на окружающую среду, за которое установлена плата.
Аналогичные требования установлены в проекте "Расширение Южно-Покамасовского месторождения нефти. Кусты скважин N 4, 5" от 2005 года, в котором указано, что шламовые амбары предназначены для сбора шлама и жидких отходов при бурении и освоении скважин на кустовой площадке, с гидроизоляцией из слоя суглинка и геотекстиля "Дорнит".
В пункте 5.2 выше указанного проекта установлено, что по окончании строительства скважин и демонтажа бурильного оборудования проводятся мероприятия по утилизации и обезвреживанию шламовых амбаров. Рекультивация шламового амбара включает в себя: откачку жидкой фазы из верхнего слоя амбара в систему нефтесбора; введение в амбар коагулянтов; укладывание настила, торфа, суглинка с мест обвалования, песка и посева травы по слою растительного грунта.
В пункте 5.3.1 проекта "Расширение Южно-Покамасовского месторождения нефти Кусты скважин 4, 5" предусмотрен порядок проведения работ по рекультивации, который не содержит условий вывоза шлама из шламового амбара.
Вышеуказанный проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 26.04.2006 N 587, согласно которого представленные на экспертизу материалы в полной мере соответствуют нормативно-законодательным актам, требованиям природоохранного законодательства. Комиссия посчитала допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую природную среду в процессе строительства и рекомендовала к реализации вышеуказанный проект "Расширения Южно-Покамавского месторождения нефти. Кусты скважин 4, 5", разработка которых согласно дополнительного соглашения (Приложение N 7 к лицензии ХМН N 0063НЭ) продлен - до 20.10.2038 года.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что захоронение отходов бурения в шламовом амбаре соответствует проектной документации и условиям лицензионного соглашения, в связи с чем в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении размещении (захоронении) отходов в шламовом амбаре (шламонакопитель), рекультивация которого в соответствии с имеющимся проектом рекультивации, не приведет к ликвидации объекта размещения отходов, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем.
Административный орган полагает, что единственным объектом, предназначенным для размещения отходов, является полигон.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) дано понятие экологического (природоохранного) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Общество при производстве буровых работ осуществляло размещение отходов бурения в шламовом амбарах на основании соответствующей проектной документации:
-технологической схемы разработки Ново-Покурского месторождения 2004 года;
- проектом "Расширение Южно-Покамасовского месторождения нефти. Кусты скважин N 4, 5" 2005 года;
- положительным заключением государственной экспертизы N 587 от 26.04.2006;
Кроме того, размещение бурового шлама на кусте 5 Южно-Покамасовского месторождения не противоречит полученной Обществом лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 04.04.2009 N ОТ-58-000735(86), которая выдана на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В лицензии отмечены места осуществления лицензируемого вида деятельности, в перечне которых указано на границы Южно-Покасамовского лицензионного участка.
В вышеуказанных проектных документах не предусмотрено изъятие и вывоз бурового шлама с указанного хранилища (шламового амбара).
С учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество, размещая буровой шлам в шламовом амбаре с целью захоронения, действовало на основании действующих нормативных актов, и имея разрешительные документы на размещение шламовых амбаров на кусте 5 Южно-Покамасовского месторождения и в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьей 71 АПК РФ совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения Обществом требований природоохранного законодательства.
По вышеизложенным основаниям суд апелляционной инстанции обосновано признал незаконным и отменил представление от 27.01.2012 N 12-ОК/22.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, которые не противоречат выводам суда о правомерности размещения бурового шлама от бурения скважин в шламовом амбаре кустовой площадки N 5 Южно-Покамасовского месторождения.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 12.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1558/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
С учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество, размещая буровой шлам в шламовом амбаре с целью захоронения, действовало на основании действующих нормативных актов, и имея разрешительные документы на размещение шламовых амбаров на кусте 5 Южно-Покамасовского месторождения и в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф04-4079/12 по делу N А75-1558/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4079/12
12.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4367/12
17.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4367/12
16.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1558/12