г. Тюмень |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А27-17953/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 11.03.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 30.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А27-17953/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, дом 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании недействительными решения, предписания по делу N 79/А-10-2011, постановления о привлечении к административной ответственности.
Другие лица, участвующие в деле: товарищество собственников жилья "Поселок Новый".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кулебякина Е.Н.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - Агапова Е.В. по доверенности от 14.01.2011; Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Котиков А.С. по доверенности от 04.05.2012, Патрикеев К.А. по доверенности от 04.05.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения от 11.10.2011 по делу N 79/А-10-2011, предписания от 27.09.2011 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - антимонопольный орган, управление), и о признании незаконным постановления от 08.11.2011 по делу об административном правонарушении N 475/05-АДМ-2011.
Определением от 31.12.2011 Арбитражного суда Кемеровской области дело N А27-17953/2011 и дело N А27-18550/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А27-17953/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Поселок Новый" (далее - ТСЖ "Поселок Новый").
Решением от 11.03.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "СКЭК", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Податель кассационной жалобы полагает, что он обоснованно выставляет ТСЖ "Поселок Новый" счета на оплату услуг водоотведения по тарифу "Население", установленному Департаментом цен и тарифов Кемеровской области. В случае, если заявитель будет самовольно применять иные тарифы, чем предусмотренные законодательством, он также будет привлечен к ответственности.
Определением от 10.08.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа кассационная жалоба ОАО "СКЭК" на решение от 11.03.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда в части обжалования постановления от 08.11.2011 по делу об административном правонарушении N 475/05-АДМ-2011 возвращена заявителю, в остальной части - принята к производству. Соответственно, суд кассационной инстанции в данном случае проверяет законность состоявшихся судебных актов в части оспаривания решения и предписания управления.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку состоявшиеся по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.10.2011 комиссией управления по рассмотрению дела N 79/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО "СКЭК", было вынесено решение о признании вышеуказанного хозяйствующего субъекта нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение ОАО "СКЭК" выразилось в злоупотреблении доминирующим положением, в частности, в выставлении заявителем сумм к оплате за услугу водоотведения, оказанную ТСЖ "Поселок Новый" в полном объеме, при фактически оказываемой услуге не в полном объеме.
Допущенное заявителем нарушение антимонопольного законодательства явилось основанием для привлечения его к административной ответственности.
08.11.2011 по результатам рассмотрения дела N 475/05-АДМ-2011 об административном правонарушении должностным лицом управления вынесено постановление о наложении на ОАО "СКЭК" штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанными выше решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, ОАО "СКЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 152 "Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", решением от 26.11.2010 N 409 Кемеровского городского Совета народных депутатов, пришли к выводу о том, что общество, занимая доминирующее положение на рынке услуг приема сточных вод в обозначенных географических границах, нарушает установленный порядок ценообразования.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2008 N 102 ОАО "СКЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей более 50% на рынке услуг по водоотведению в географических границах города Кемерово.
Таким образом, заявитель занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоотведению.
Это обстоятельство им не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из материалов дела следует, что 01.04.2011 между ОАО "СКЭК" и ТСЖ "Поселок Новый" заключен договор N 3105 на отпуск и прием сточных вод. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора предметом договора является отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Централизованная система канализации в ТСЖ "Поселок Новый" отсутствует, сброс сточных вод осуществляется гражданами в выгребные ямы. Затем сточные воды транспортируются спецмашинами на специально оборудованную сливную площадку на пересечении ул. Баумана и ул. Базовая. Услуги по вывозу сточных вод на сливную площадку ОАО "СКЭК" не оказываются. Для этих целей жители микрорайона N 15 заключают отдельные договоры на сбор и вывоз жидких бытовых отходов с другими контрагентами.
01.04.2011 ОАО "СКЭК" и ТСЖ "Поселок Новый" заключили дополнительное соглашение к договору N 3105 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, на основании которого в текст договора был включен дополнительный раздел "Понятийный аппарат", в котором стороны определили понятия "отпуск (получение) питьевой воды" и "прием (сброс) сточных вод на очистку".
В соответствии с дополнительным соглашением, прием (сброс) сточных вод на очистку - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации в следующих точках: специально обустроенная площадка для сброса жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) в систему городской канализации на пересечении ул. Баумана и ул. Базовая или в иной, дополнительно согласованной, точке.
Понятие "водоотведение" в договоре от 01.04.2011 N 3105 и дополнительном соглашении к договору отсутствует.
Согласно пункту 2.1 договора от 01.04.2011 N 3105 стороны обязуются руководствоваться во всех вопросах своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, Правилами N 167, Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, Условиями согласования спецводопользования, требованиями СНиП и другими нормативными актами.
С учетом положений Правил N 167, Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", суды обоснованно указали, что под водоотведением понимается такой технологический процесс, результатом которого является передача сточных вод абонента на очистные сооружения.
Тариф, утвержденный постановлением Департамента от 30.11.2010 N 152 "Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово, Кемеровский район), установлен за услугу водоотведения и очистки сточных вод для централизованной системы коммунальной инфраструктуры (которая в ТСЖ "Поселок Новый" отсутствует), предназначенной для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод, в размере 10,72 руб. за куб. метр стоков.
Решением от 26.11.2010 N 409 Кемеровского городского Совета народных депутатов утверждены тарифы для граждан за водоотведение и очистку сточных вод ОАО "СКЭК" в размере 10,14 руб. за куб. метр стоков.
С учетом изложенного, тариф для ОАО "СКЭК" установлен на услугу водоотведения и очистки сточных вод как на комплексную услугу, включающую в себя сбор и отведение сточных вод по централизованной системе канализации из жилых помещений, а также их последующую очистку.
По условиям договора от 01.04.2011 N 3105 заявитель не оказывает ТСЖ "Поселок Новый" услуги водоотведения сточных вод до сливной площадки ОАО "СКЭК". Соответственно, население микрорайона N 15 услугами ОАО "СКЭК" по водоотведению и очистке сточных вод пользуется не в полном объеме.
Заявителем взимается одинаковая плата за услугу по водоотведению и очистке сточных вод со всех жителей г. Кемерово, при этом плата за услугу водоотведения с граждан взимается за полный цикл действий: прием стоков по канализации из жилых помещений, передача их по сетям до очистных сооружений, очистка.
При рассмотрении дела N 79/А-10-2011 комиссией управления установлено, что ОАО "СКЭК" выставляло суммы к оплате гражданам-потребителям услуг водоотведения сточных вод в размере 10,14 руб. за куб. метр стоков, о чем свидетельствуют счета на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь, июнь 2011 г., выставленные Л.А. Кухаренко, счета-фактуры, выставленные заявителем ТСЖ "Поселок Новый" с 31.01.2011 по 30.06.2011 по тарифу 10,14 руб. за куб. метр стоков. Указанные действия ОАО "СКЭК" ущемляют интересы ТСЖ "Поселок Новый", жильцов микрорайона N 15, в частности Л.А. Кухаренко, и ведут к ценовой дискриминации граждан, проживающих в частном секторе г. Кемерово, не имеющих центрального водоотведения и оплачивающих услугу водоотведения дважды, по сравнению с жителями, имеющими центральное водоотведение.
Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что услуга водоотведения и очистки сточных вод является комплексной услугой, включающей в себя сбор и отведение сточных вод по централизованной системе канализации из жилых помещений, а также их последующую очистку.
Исходя из комплекса этих услуг плата с граждан должна взиматься за весь цикл работ только при полном их предоставлении. ТСЖ "Поселок Новый" не получало весь комплекс услуги водоотведения и очистки сточных вод ввиду отсутствия системы централизованной канализации при фактическом выставлении счетов в полном объеме к оплате и оплате счетов со стороны граждан и одновременной необходимости принятия ими мер по вывозу ЖБО до специализированных площадок за свой счет. В этой связи управлением доказан факт злоупотребления ОАО "СКЭК" своим доминирующим положением.
Из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа положениям Закона о защите конкуренции, нарушения прав и законных интересов ОАО "СКЭК".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по которым заявитель не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основании правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства общества о приобщении к материалам дела копии письма департамента цен и тарифов Кемеровской области от 27.06.2012 N ДЦ-03/796, поскольку исходя из положений статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не исследует новые доказательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.03.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17953/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 152 "Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", решением от 26.11.2010 N 409 Кемеровского городского Совета народных депутатов, пришли к выводу о том, что общество, занимая доминирующее положение на рынке услуг приема сточных вод в обозначенных географических границах, нарушает установленный порядок ценообразования.
...
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
...
С учетом положений Правил N 167, Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", суды обоснованно указали, что под водоотведением понимается такой технологический процесс, результатом которого является передача сточных вод абонента на очистные сооружения.
...
Из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа положениям Закона о защите конкуренции, нарушения прав и законных интересов ОАО "СКЭК"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф04-4230/12 по делу N А27-17953/2011