г. Тюмень |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А27-20675/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М. Ф.,
судей Фроловой С. В.,
Шуйской С. И.,
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на решение от 01.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Беляева Л.В.) и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Лобанова Л.Е., Нагишева О.Б., Кресс В.В.) по делу N А27-20675/2011 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 14, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, г. Кемерово, Пионерский бульвар, д. 4А, ОГРН 1034205040935) о взыскании штрафов.
Суд установил:
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ОАО Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ответчик, заявитель жалобы) о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности в размере 177430 руб., штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе в размере 177430 рублей на основании статей 98, 102 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Решением от 01.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в пользу ОАО "РЖД" 88715 рублей штрафа за превышением грузоподъемности вагона, 88715 рублей штрафа за искажение сведений, всего 177430 рублей. В остальной части иска отказано.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истец доказал факт перегруза вагона, надлежащим образом оформил акты (общей формы и коммерческий), в связи с чем, правомерно начислил штрафы за перегруз и за искажение сведений о массе на основании статей 98, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав). Установив явную несоразмерность начисленного штрафа последствиям нарушения обязательства, суд на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил размер каждого штрафа до 88 715 руб.
Постановлением от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции мотивировал решение тем, что ответчиком одновременно допущены нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несёт самостоятельную ответственность. Положениями статей 27, 98, 119 Устава не установлена обязанность перевозчика проверять достоверность массы грузов всей партии вагонов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части взыскания с ответчика штрафа за искажение сведений о грузе на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 88715 рублей, отказать истцу во взыскании указанного штрафа.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на тот факт, что коммерческим актом N КБШ 1000622/236 от 25.11.2010 и актом общей формы N 5408 от 25.11.2010 был установлен перегруз только одного вагона - 65195133. Доказательств того, что общая масса груза во всех вагонах по транспортной железнодорожной накладной N ЭР 080334 фактически превышает указанную в накладной в сведениях о грузе массу, а также доказательств искажения иных сведений о грузе, в материалы дела не представлено. Обстоятельства, предусматривающие ответственность по статьей 98 УЖТ РФ, ни в коммерческом акте, ни в акте общей формы не отражены.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" (грузоотправитель) по транспортной железнодорожной накладной от 17 ноября 2010 N ЭР080334 отправило по маршруту ст. Углерод Западно-Сибирской железной дороги до ст. Грачи Северо-Кавказской железной дороги 16 вагонов с грузом - углем каменным марки К (коксующийся), марка КСР, класс 1, общей массой 1008000 кг.
В транспортной железнодорожной накладной указан вес нетто каждого вагона 67200 кг.
В пути следования на станции Курган Южно-Уральской железной дороги вагон N 65195133 был отцеплен по уменьшению веса поезда (акт общей формы от 19.11.2010 N 10/8614) и направлен на станцию Дема для комиссионной проверки и контрольного взвешивания, о чем составлен акт общей формы N 65000-2-9/19527.
На станции Дема проведена комиссионная проверка и контрольное взвешивание с использованием 200 тонных тензометрических электромеханических вагонных весов ТС-Д-ЖД "ИнфаТрэк", заводской номер ИТ-03-053-03.
При контрольном взвешивании установлен перегруз сверх трафаретной грузоподъемности, а также сверх массы груза, указанной в транспортной железнодорожной накладной. Согласно акту общей формы от 25.11.2010 N 5408 при контрольной перевеске вагона N 65195133, следующего по отправке ЭР186453 Курган ЮУР - Грачи СКВ, установлено, что вес массы брутто 101000 кг, вес массы нетто 79000 кг без учета предельных отклонений в результате измерения массы груза и 77 952 кг с учетом предельных отклонений в результате измерения массы груза. Вес массы нетто более указанного в документах на 11800 кг без учета предельных отклонений в результате измерения массы груза, и на 10752 кг с учетом предельных отклонений в результате измерения массы груза. Вес массы нетто более грузоподъемности вагона на 10000 кг без учета предельных отклонений в результате измерения массы груза и 8952 кг с учетом предельных отклонений в результате измерения массы груза.
По факту обнаружения превышения грузоподъемности вагонов перевозчиком составлены коммерческий акт от 25 ноября 2010 N КБШ1000622/236/8, акт общей формы N 19527 от 22 ноября 2010, в которых зафиксировано несоответствие массы груза в вагоне данным, указанным в перевозочном документе, а также несоответствие массы перевозимого груза грузоподъемности вагона.
ОАО "РЖД" направило ответчику уведомление о необходимости оплатить штраф за перегруз вагона и за искажение сведений о массе груза в общей сумме 354860 руб.
Неуплата ответчиком штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В соответствии со статьей 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Таким образом, выявленное превышение веса груза в одном вагоне свидетельствует об искажении в накладной сведений об общей массе груза, занижающее количество требуемых для его перевозки вагонов с соблюдением правил грузоподъемности, влияющих на безопасность и стоимость перевозки, которая определяется по грузоподъемности вагона и не может быть меньше последней.
При этих обстоятельствах выводы судов об установлении одновременно двух нарушений являются правомерными, соответствуют указаниям пункта 28.1 Постановления Пленума N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", из содержания которого следует, что если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20675/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
С.В. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на тот факт, что коммерческим актом N КБШ 1000622/236 от 25.11.2010 и актом общей формы N 5408 от 25.11.2010 был установлен перегруз только одного вагона - 65195133. Доказательств того, что общая масса груза во всех вагонах по транспортной железнодорожной накладной N ЭР 080334 фактически превышает указанную в накладной в сведениях о грузе массу, а также доказательств искажения иных сведений о грузе, в материалы дела не представлено. Обстоятельства, предусматривающие ответственность по статьей 98 УЖТ РФ, ни в коммерческом акте, ни в акте общей формы не отражены.
...
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В соответствии со статьей 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
...
При этих обстоятельствах выводы судов об установлении одновременно двух нарушений являются правомерными, соответствуют указаниям пункта 28.1 Постановления Пленума N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", из содержания которого следует, что если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф04-4445/12 по делу N А27-20675/2011