г. Тюмень |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А67-2857/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Мелихова Н.В.,
Фроловой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (ответчика) на решение от 30.03.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Мухамеджанова Л.А.) и постановление от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Кудряшева Е.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-2857/2011 по иску департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (634041, г. Томск, пр-кт Кирова, 41, ИНН 7017169791, ОГРН 1077017001390) к обществу с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (634021, г. Томск, ул. Сибирская, 31, ИНН 7021049659, ОГРН 1027000881951) о взыскании задолженности по субсидиям.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (ответчика) - Кузнецова Е.Г. по доверенности от 16.04.2012.
Суд установил:
департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Сибирская" (далее - поликлиника) о взыскании в доход областного бюджета субсидии в сумме 669 120 руб.
Исковые требования со ссылкой на статьи 2, 9 Закона Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области" (далее - Закон Томской области N 29-ОЗ), статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункты 8, 25, 28 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в 2009 году, утвержденного постановлением администрации Томской области от 15.12.2009 N 202а, (далее - Положение о предоставлении субсидий) и мотивированы невыполнением поликлиникой обязательств по реализации инвестиционного проекта.
Решением от 30.03.2012 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе поликлиника просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены Закон Томской области N 29-О, распоряжение губернатора Томской области N 70-р от 15.03.2011 "Об исключении инвестиционных проектов из Реестра инвестиционных проектов Томской области и возврате субъектами малого и среднего предпринимательства предоставленных субсидий" (далее - распоряжение губернатора Томской области N 70-р) и не применена подлежащая применению статья 14 Закона Томской области от 15.05.2000 N 20-ОЗ "О Контрольной палате" (далее - Закон Томской области N 20-ОЗ).
По мнению подателя жалобы, распоряжение губернатора Томской области N 70-р не содержит требований о возврате предоставленной субсидии.
Ссылаясь на статью 14 Закона Томской области N 20-ОЗ, ответчик полагает, что поскольку он не ознакомлен с отчетом контрольной палаты, то не установлен факт невыполнения поликлиникой обязательств по реализации инвестиционного проекта.
Кроме того, поликлиника не согласна с тем, что о невыполнении инвестиционного проекта свидетельствует уменьшение числа рабочих мест, понижение заработной платы, а также о неправомерности получения субсидии в размере 405 597 руб.
В представленном отзыве департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения ввиду несостоятельности содержащихся в кассационной жалобе аргументов.
Департамент о времени и месте слушания дела извещен, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель поликлиники поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты, в иске отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения губернатора Томской области от 24.12.2009 года N 375-р "О государственной поддержке инвестиционных проектов" и решения координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий (протокол N 106 от 23.12.2009) поликлинике для реализации инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника Сибирская" была предоставлена государственная поддержка в виде субсидии в сумме 669 120 руб. на погашение процентной ставки в размере 9 процентов годовых по кредитным договорам, заключенным в рамках реализуемого инвестиционного проекта.
По платежному поручению от 28.12.2009 N 421355 на счет поликлиники из бюджета Томской области зачислено 669 120 руб. субсидии.
Исходя из бизнес-плана поликлиники, полученные на инвестиционные цели по кредитным договорам от 23.05.2008 N ОФМ/05ТМ-350 и от 15.08.2008 N ОФМ/05ТМ-586, заключенным с Банком кредитования малого бизнеса (закрытым акционерным обществом), кредитные средства в размере 8 000 000 руб. ответчик планировал расходовать на строительство дополнительного корпуса и приобретение медицинского оборудования.
В июле - октябре 2010 года контрольной палатой Государственной Думы Томской области (далее - контрольная палата) проведена проверка целевого и эффективного использования поликлиникой субсидии, о чем составлен акт от 29.10.2010.
В результате проверки установлено, что субсидии в размере 9 процентов годовых на реализацию проекта поликлиники в соответствии с Положением о предоставлении субсидий составляют 263 523 руб., тогда как поликлинике выделено 669 120 руб. Таким образом, поликлинике неправомерно в нарушение Положения о предоставлении субсидий предоставлено 405 597 руб. субсидии.
Согласно пункту 3 Положения о предоставлении субсидий к субсидированию принимаются затраты, произведенные в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 в размере 9 процентов годовых, но не более размера платы за пользование кредитом, предусмотренного кредитным договором. Поэтому при расчете необходимой поликлинике субсидии контрольная палата учитывала затраты ответчика в указанный период и установила предоставление ответчику субсидии в большем размере, чем предусмотрено Положением о предоставлении субсидий.
Контрольной палатой также выявлено нецелевое (против инвестиционного проекта и бизнес-плана) расходование поликлиникой кредитных средств в сумме 1 000 000 руб. на приобретение квартиры.
Кроме того, в период реализации инвестиционного проекта в 2009 году планируемые показатели достигнуты не в полном объеме, в частности, фактический фонд заработной платы составил 83 процента от планового. В первом полугодии 2010 года исполнение планируемых показателей составило от 29 процентов до 88 процентов годового плана.
В связи с вышеуказанным распоряжением губернатора Томской области N 70-р на департамент инвестиций администрации Томской области была возложена обязанность по исключению из Реестра инвестиционных проектов Томской области инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника Сибирская" с целью возврата предоставленной поликлинике субсидии в размере 669 120 руб. (абзац 2 подпункта 1 пункта 1).
Вступившими в законную силу решением от 03.11.2011 Арбитражного суда Томской области и постановлением от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4115/2011 поликлинике отказано в признании недействительным оспариваемого абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 упомянутого распоряжения в части исключения из Реестра инвестиционных проектов Томской области инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника Сибирская" и возврате поликлиникой в бюджет суммы субсидии.
21.03.2011 года департамент направил ответчику претензию, в которой, сославшись на распоряжение губернатора Томской области N 70-р, сообщил поликлинике об исключении из Реестра инвестиционных проектов Томской области инвестиционного проекта, касающегося расширения и реконструкции поликлиники, и потребовал возврата в областной бюджет 669 120 руб. субсидии (письмо N АТ-03-862).
Отказ поликлиники в возврате субсидии явился основанием для предъявления истцом в суд настоящего иска.
При удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконного получения поликлиникой субсидии в сумме 405 697 руб. и ненадлежащего выполнения обязательств по реализации инвестиционного проекта.
В силу части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Частью 1 статьи 9 Закон Томской области N 29-ОЗ предусмотрены основания для прекращения государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, которыми являются: 1) истечение срока предоставления государственной поддержки; 2) выявление фактов нецелевого использования средств государственной поддержки; 3) прекращение осуществления инвестиционной деятельности субъектом инвестиционной деятельности по решению уполномоченных государственных органов в соответствии с действующим законодательством; 4) невыполнение субъектом инвестиционной деятельности обязательств по реализации инвестиционного проекта, взятых на себя в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, регулирующими порядок предоставления конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности; 5) решение субъекта инвестиционной деятельности о реализации инвестиционного проекта без поддержки со стороны органов государственной власти Томской области; 6) применение к субъекту инвестиционной деятельности процедуры ликвидации (в том числе банкротства) и реорганизации в формах слияния, разделения, выделения, преобразования.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Томской области N 29-ОЗ прекращение государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности по основаниям, указанным в пунктах 2 - 6 части 1 настоящей статьи, наступает с даты, установленной распоряжением губернатора Томской области об исключении инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности.
Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий при их предоставлении и невыполнении субъектом малого и среднего предпринимательства заявленных обязательств предусмотрен пунктами 25-28 Положения о предоставлении субсидий. Согласно названным пунктам возврат субсидии осуществляется на основании распоряжения губернатора Томской области, подготовленного в соответствии с действующим законодательством. В течение пяти рабочих дней с даты издания распоряжения губернатора Томской области о возврате субсидий департамент инвестиций администрации Томской области направляет письмо субъекту инвестиционной деятельности (инвестору) с требованием о возврате указанной в распоряжении суммы субсидии. В течение десяти календарных дней с даты получения письма субъект инвестиционной деятельности (инвестор) обязан осуществить возврат субсидий по платежным реквизитам, указанным в письме, или направить в адрес департамента инвестиций администрации Томской области ответ с мотивированным отказом от возврата субсидий. В случае отказа субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) от возврата субсидия подлежит взысканию в судебном порядке.
Упомянутый порядок департаментом соблюден.
Поскольку на основании распоряжения губернатора Томской области N 70-р инвестиционный проект "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника Сибирская" исключен из Реестра инвестиционных проектов Томской области, поликлинике неправомерно была предоставлена субсидия в размере 405 597 руб., со стороны поликлиники имело место нецелевое использование кредитных средств в сумме 1 000 000 руб. и ненадлежащее выполнение условий инвестиционного проекта в части создания количества рабочих мест и сохранения планируемой средней заработной платы, то суды на законных основаниях удовлетворили исковые требования департамента.
Для неприменения распоряжения губернатора Томской области N 70-р (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) у судов не имелось оснований, поскольку истцом не представлено доказательств несоответствия данного распоряжения закону.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами при рассмотрении данного дела не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.03.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 09.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2857/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий при их предоставлении и невыполнении субъектом малого и среднего предпринимательства заявленных обязательств предусмотрен пунктами 25-28 Положения о предоставлении субсидий. Согласно названным пунктам возврат субсидии осуществляется на основании распоряжения губернатора Томской области, подготовленного в соответствии с действующим законодательством. В течение пяти рабочих дней с даты издания распоряжения губернатора Томской области о возврате субсидий департамент инвестиций администрации Томской области направляет письмо субъекту инвестиционной деятельности (инвестору) с требованием о возврате указанной в распоряжении суммы субсидии. В течение десяти календарных дней с даты получения письма субъект инвестиционной деятельности (инвестор) обязан осуществить возврат субсидий по платежным реквизитам, указанным в письме, или направить в адрес департамента инвестиций администрации Томской области ответ с мотивированным отказом от возврата субсидий. В случае отказа субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) от возврата субсидия подлежит взысканию в судебном порядке.
...
Поскольку на основании распоряжения губернатора Томской области N 70-р инвестиционный проект "Расширение и реконструкция многопрофильного медицинского центра ООО "Поликлиника Сибирская" исключен из Реестра инвестиционных проектов Томской области, поликлинике неправомерно была предоставлена субсидия в размере 405 597 руб., со стороны поликлиники имело место нецелевое использование кредитных средств в сумме 1 000 000 руб. и ненадлежащее выполнение условий инвестиционного проекта в части создания количества рабочих мест и сохранения планируемой средней заработной платы, то суды на законных основаниях удовлетворили исковые требования департамента.
Для неприменения распоряжения губернатора Томской области N 70-р (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) у судов не имелось оснований, поскольку истцом не представлено доказательств несоответствия данного распоряжения закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2012 г. N Ф04-4365/12 по делу N А67-2857/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16439/12
28.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16439/12
17.10.2012 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-2857/11
21.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4365/12