г. Тюмень |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А45-2530/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Григорьева Д.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2012 (судья Чалых Л.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 (судьи Марченко Н.В., Кудряшева Е.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-2530/2012 по иску муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный Проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836), Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) о признании действий государственного органа незаконными и признании права собственности отсутствующим.
В заседании приняли участие представители: мэрии города Новосибирска Савоськин А.А. по доверенности от N 01-23-868 от 05.04.2012; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области Копейкина Н.Д. по доверенности N ОГ-5549 от 11.04.2012.
Суд установил:
муниципальное образование город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление), Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУФАУГИ в Новосибирской области, Территориальное управление) о признании незаконными действий Управления по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19 (предыдущий номер 54:35:033735:14) и признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы отсутствием оснований для регистрации права собственности за Российской Федерации на спорный земельный участок ввиду отсутствия в ее собственности объектов недвижимого имущества на нем на дату осуществления регистрации права, нахождением спорного земельного участка в неразграниченной государственной собственности, лишением истца возможности управлять и распоряжаться спорным земельным участком, со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 16, 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 2, 13, 17, 20, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012, в удовлетворении иска отказано.
Мэрия обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По ее мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель полагает, что судебные инстанции применили закон, не подлежащий применению, а именно, пункт 2 статьи 8 ГК РФ, статьи 1, 36 ЗК РФ.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Мэрия считает ошибочным вывод судов о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19 возникло в силу закона с 01.07.2006 и подлежало государственной регистрации по желанию правообладателя.
По мнению заявителя, Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ лишь устанавливает основания для разграничения государственной собственности на земельный участок, но не влечёт автоматического возникновения прав на него.
Мэрия полагает, что в данном случае регистрация права собственности Российской Федерации противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Заявитель считает, что государство перестало быть собственником спорного имущества после внесения его в уставный капитал ОАО "Новосибирское Авиапредприятие", передачи его по акту данному обществу и регистрации этого общества в качестве юридического лица.
По мнению Мэрии, суд первой инстанции не оценил ее довод о том, что с момента распоряжения имуществом (01.11.2005) Российская Федерация утратила право собственности на объекты недвижимости, получив право собственности на ценные бумаги - акции ОАО "Новосибирское Авиапредприятие".
Заявитель указывает, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.02.2012 по делу N А45-13236/2011 по иску Российской Федерации к ОАО "Новосибирское Авиапредприятие" о признании недействительными сделок по передаче имущества в уставный капитал акционерного общества (в частности акта от 01.11.2005) отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд признал, что с момента передачи недвижимого имущества в уставный капитал ОАО "Новосибирское Авиапредприятие" Российская Федерация утратила на него право собственности.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и ТУФАУГИ в Новосибирской области указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Мэрии в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ТУФАУГИ в Новосибирской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19, местоположение установлено относительно ориентира здание (командно-диспетчерский пункт) по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Аэропорт, 2/3, образован из земель, предоставленных в различные годы для строительства, эксплуатации, реконструкции и расширения аэродрома Гражданского Воздушного Флота, что подтверждается актами о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от 16.07.1940, от 04.04.1941, от 10.10.1947, от 28.12.1950, от 16.07.1952, постановлением Президиума Новосибирского городского Совета N 1343 от 13.11.1935, решением Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся N 879 от 17.07.1957, кадастровым паспортом земельного участка от 28.10.2008 N 35/08-19931. Актуальные границы земельного участка были утверждены распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 14.05.2004 N 596-р.
В единый государственный реестр юридических лиц 19.12.2002 были внесены сведения о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, Федерального государственного унитарного предприятия "Новосибирское авиапредприятие" (ранее - Новосибирское государственное авиационное предприятие, созданное Приказом Министра Гражданской авиации СССР от 05.03.1991 N 47).
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области N 817-р от 05.06.2000 за Федеральным государственным унитарным предприятием "Новосибирское авиапредприятие" на праве хозяйственного ведения было закреплено государственное имущество (основные средства) согласно прилагаемому к распоряжению акту закрепления, составленному на основании баланса предприятия. В состав имущества вошли здания и сооружения, включая здание аэровокзала, привокзальную площадь, летное поле с полосами подходов, взлетно-посадочную полосу, рулежную дорогу, стоянку для самолетов, швартовочную площадку на вертолетном участке, постройка которых была осуществлена в разные годы, начиная с 1933 года по 1990 год.
Согласно представленным выпискам из реестра объектов федерального имущества закрепленное имущество располагалось по тому же адресу, что и спорный земельный участок (город Новосибирск, улица Аэропорт, 2/3).
В последующем, в рамках дела о банкротстве должника - Федерального государственного унитарного предприятия "Новосибирское авиапредприятие", внешний управляющий в порядке замещения активов предприятия-должника оплатил акции учрежденного им открытого акционерного общества "Новосибирское авиапредприятие" закрепленным за должником федеральным имуществом, передав его в уставный капитал акционерного общества по акту приема-передачи от 01.11.2005.
Государственная регистрация перехода права собственности на имущество от Российской Федерации к ОАО "Новосибирское авиапредприятие" была произведена лишь 27.08.2009, что подтверждается отметками регистрирующего органа в акте приема-передачи от 01.11.2005.
Государственная регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19 (предыдущий номер 54:35:033735:14) площадью 2 156 583 кв. м была произведена регистрирующим органом 05.12.2011 на основании заявления Российской Федерации от 23.11.2011.
Указывая на отсутствие правовых оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходили из того, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19 возникло в силу закона, поскольку по состоянию на 01.07.2006 на нем были расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 17 ЗК РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
По пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 4 раздела 4 приложения 1 к этому Постановлению предприятия и объекты воздушного транспорта являются исключительно федеральной собственностью.
Предусмотренный статьей 16 ЗК РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что на 01.07.2006 на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033735:19, местоположение установлено относительно ориентира здание (командно-диспетчерский пункт) по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Аэропорт, 2/3, были расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правильному выводу о возникновении права федеральной государственной собственности на указанный земельный участок в силу закона и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Мэрии.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу N А45-2530/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 4 раздела 4 приложения 1 к этому Постановлению предприятия и объекты воздушного транспорта являются исключительно федеральной собственностью.
Предусмотренный статьей 16 ЗК РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2012 г. N Ф04-4459/12 по делу N А45-2530/2012