г. Тюмень |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А45-15266/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Клиновой Г.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Бухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехКом" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.01.2012 (судья Булахова Е.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 (судьи: Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-15266/2011.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области: Тарбеев М.С. по доверенности N 53 от 16.07.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТехКом" (630000, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 3, ИНН 5406537765, ОГРН 1095406021985, далее - ООО "ТехКом", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (630108, г. Новосибирск, площадь Труда, 1, ИНН 5404403251, ОГРН 1095404022988, далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения N 37321А от 13.07.2011 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при его ликвидации по решению участника, а также просило обязать инспекцию провести государственную регистрацию прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией по решению единственного участника ООО "ТехКом".
По мнению заявителя жалобы, решение инспекции не соответствует статьям 21 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.01.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012, в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при ликвидации общества нарушен установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ТехКом" обратилось с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ликвидатор ООО "ТехКом" не мог знать о задолженности общества перед бюджетом по налогам и сборам в размере 109 250,05 руб. в момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса. ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска не направляла в адрес ликвидатора общества заявление с требованием включить налоговый орган в реестр кредиторов ООО "ТехКом". Представленный ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска реестр на отправку заказных писем от 27.05.2011 не является допустимым и относимым доказательством. Исполнительное производство о взыскании задолженности перед бюджетом по налогам в размере 109 250 руб,05 руб. было возбуждено после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
По мнению заявителя жалобы, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие задолженность ООО "ТехКом" перед бюджетом по налогам и сборам в момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
Заявитель просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "ТехКом".
Инспекция судебные акты находит законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, единственный участник ООО "ТехКом" Викторов Е.А. 07.04.2011 принял решение о ликвидации общества и назначении себя ликвидатором.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 04.05.2011.
Решением единственного участника общества N 5 от 21.06.2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Решением N 6 от 04.07.2011 утвержден ликвидационный баланс.
Ликвидатор 06.07.2011 подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов 13.07.2011 регистрирующий орган принял решение N 37321А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по причине отсутствия ликвидационного баланса, свидетельствующего о завершении расчетов с его кредиторами.
Не согласившись с принятым решением регистрирующего органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Из материалов дела следует, что на момент утверждения ликвидационного баланса общество имело задолженность по налогам (сборам), пеням, штрафам в размере 109 250,05 руб.
Судом установлено, что указанная задолженность возникла у ООО "Металл-Инвест", которое в свою очередь является правопредшественником ООО "ТехКом", так как в 2009 году пять обществ с ограниченной ответственностью "Транзит", "Метроном", "Металл-Инвест", "Ветер" и "ТехКом" реорганизовались путем слияния и согласно передаточному акту от 04.05.2009 года вся бухгалтерская отчетность по состоянию на 04.05.2009 года передана в ООО "ТехКом".
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району города Новосибирска от 25.06.2010, на основании постановления ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска N 3302 от 18.06.2010, возбуждено исполнительное производство N 8764/10/10/50 в отношении ООО "ТехКом" о взыскании спорной суммы задолженности.
Письмами от 23.05.2011 инспекция направила ООО "ТехКом" и ликвидатору общества Викторову Е.А. требование о включении ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска в реестр требований кредиторов общества.
Исходя из совокупности представленных доказательств, ссылка заявителя жалобы на то, что ликвидатор ООО "ТехКом" не мог знать о задолженности общества перед бюджетом, несостоятельна.
Документов, подтверждающих отсутствие задолженности общества по налогам и сборам, а также ее погашения, заявителем не представлено.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что ликвидатор ООО "ТехКом" не произвел соответствующих расчетов по имеющейся задолженности, не включил соответствующие требования в ликвидационный баланс ликвидируемого общества, а, следовательно, представил в инспекцию ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения. Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
На основании изложенного инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Довод заявителя жалобы о неполучении ликвидатором ООО "ТехКом" требования ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска о включении в реестр кредиторов был предметом рассмотрения апелляционного суда и ему дана соответствующая оценка. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется.
Кассационная инстанция считает, что суд надлежащим образом исследовал все обстоятельства дела, правильно применил нормы права и принял законные и обоснованные судебные акты. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.01.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А45-15266/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Триль |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
...
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2012 г. N Ф04-3319/12 по делу N А45-15266/2011