г. Тюмень |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А75-1582/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" на решение от 17.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 28.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-1582/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть-Югра" (628012, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 149, ИНН 8601015944, ОГРН 1028600508441) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Сибнефть - Югра" (далее - ООО НК "Сибнефть - Югра", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2012 N 192-ГК/29 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что отсутствует событие вменяемого Обществу административного правонарушения, Обществом исполняются требования, установленные техническим проектом Южно-Приобского месторождения нефти, разработанным и утвержденным в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, Методическим рекомендациям по проектированию разработки нефтяных и газоконденсатных месторождений, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.03.2007 N 61.
По мнению заявителя жалобы, при принятии судебного акта в нарушение норм действующего законодательства не учтено то обстоятельство, что процент утилизации попутного газа на 2011-2012 годы в соответствии с протоколом заседания Центральной комиссии по согласованию техническим проектов разработки месторождений углеводородного сырья от 29.12.2011 N 5334 установлен в размере 11,1%.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что уровень утилизации попутного нефтяного газа устанавливается из общегодовых показателей, поэтому фактический уровень утилизации ПНГ за 2012 год по Южно-Приобскому месторождению возможно установить исключительно 31.12.2012 путем суммирования данных ежемесячных показателей утилизации попутного нефтяного газа.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре до начала судебного заседания не предоставлен.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и градостроительного законодательства при добыче углеводородного сырья и рационального использования природных ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предприятиями топливно-энергетического комплекса.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО НК "Сибнефть - Югра" в 2011 году осуществляло разработку Южной части Приобского месторождения с отклонениями от проектного документа в части утилизации попутного нефтяного газа, чем нарушило условия лицензии ХМН 11063 НЭ.
Исполняющим обязанности прокурора 24.01.2012 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 7.3 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре.
На основании поступивших от прокуратуры материалов уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре было рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление от 10.02.2012 N 192-ГК/29, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Считая принятое постановление незаконным, ООО НК "Сибнефть - Югра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и о соблюдении административным органом процедуры привлечения данного юридического лица к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, исходя из конкретных обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр указаны в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Одной из этих обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 части 2 названной статьи).
В соответствии с части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в нарушении недропользователем заранее оговоренных условий пользовании участком недр в определенных лицензией границах.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, Общество имеет лицензию ХМН N 11063 НЭ с целью добычи нефти и газа в пределах Южной части Приобского месторождения. Указанная лицензия выдана 26.12.2001 Министерством природных ресурсов РФ, срок окончания действия лицензии 18.01.2013.
Неотъемлемыми составными частями лицензии являются лицензионное соглашение о добыче нефти и газа на Южной части Приобского месторождения.
Пунктом 16.1 лицензионного соглашения предусмотрена степень утилизации попутного газа: в 1994 году не менее 80%, в 1995-1997 годах - 95%.
Согласно пункту 2.1 дополнения к лицензии "описание участка соглашения" лицензионный участок включает Южную часть Приобского месторождения, расположенное в пределах Ханты-Мансийского района.
Пунктом 3.2.3 дополнения к лицензии продублирован пункт 16.1 лицензионного соглашения об объемах утилизации попутного газа.
В силу пункта 3.7 дополнения к лицензии владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную документацию.
При этом объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95%.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 "Исходная информация и состав работ в проектных технологических документах" Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.03.2007 N 61 (далее - Приказ МПР РФ N 61) к исходной информации при составлении проектного технологического документа относят лицензию на пользование недрами.
Согласно пункту 1.2 Приказа МПР РФ N 61 проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензии на пользование недрами.
Из материалов дела следует, что протоколом Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) от 30.12.2011 согласована работа "Технологическая схема разработки Приобского месторождения (Северная лицензионная территория, Южная лицензионная территория, Верхне- и Средне-Шапшинские месторождения)".
В рассматриваемом случае заявитель разрабатывает Южную лицензионную территорию, для которой согласованы технологические показатели по использованию растворенного газа по рекомендации Минэнерго в размере 95% в 2013 году.
В соответствии с заключением Минэнерго России на рассмотрение проектного документа "Технологическая схема разработки Приобского месторождения (Северная лицензионная территория, Южная лицензионная территория, Верхне- и Средне-Шапшинские месторождения)" показатели использования попутного нефтяного газа установлены на 2011 год в предлагавшемся проекте в размере 71,3 %, в проекте - 50,0 %. В последующем, к 2013 году предложено достигнуть уровня утилизации попутного газа в размере 95 %.
Согласно представленному заключению процент использования попутного нефтяного газа установлен в целом по Приобскому месторождению, при этом за предыдущие годы показатели утилизации попутного газа были установлены в размере: 2009 - 28,5%, 2010 - 60,5%., которые фактически ниже проектируемых показателей.
В пункте 2 заключения указано, что уровень рационального использования попутного нефтяного газа на 2011 год составляет 46,5%, в то время как в соответствии с протоколом ЦКР Роснедра по УВС определены показатели использования попутного нефтяного газа, составляющие в размере 50%.
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от него мер, в материалах дела отсутствуют.
Общество не достигло уровня использования попутного нефтяного газа в 2010-2011 годы.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы арбитражными судами и получили соответствующую оценку.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили к рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1582/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в нарушении недропользователем заранее оговоренных условий пользовании участком недр в определенных лицензией границах.
...
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 "Исходная информация и состав работ в проектных технологических документах" Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.03.2007 N 61 (далее - Приказ МПР РФ N 61) к исходной информации при составлении проектного технологического документа относят лицензию на пользование недрами.
Согласно пункту 1.2 Приказа МПР РФ N 61 проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензии на пользование недрами.
...
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2012 г. N Ф04-4629/12 по делу N А75-1582/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4629/12
28.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3964/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1582/12