г. Тюмень |
|
1 октября 2012 г. |
Дело N А45-2665/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 20.04.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 19.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-2665/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (633102, Новосибирская область, город Обь, ИНН 5448100656, ОГРН 1025405624430) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
В заседании приняли участие представители сторон:
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" - Майоров А.Н. по доверенности от 28.06.2011 N 000219-10-307-11.
Суд установил:
открытое акционерное общество Авиакомпания "Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания "Сибирь",Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения от 02.02.2011 по делу N 116, предписания от 02.02.2011 N 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган, заинтересованное лицо).
Решением от 20.04.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Общества.
Антимонопольный орган указывает на нарушение Обществом в спорный период ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом, предусмотренных пунктом 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного 19.02.1993 Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом РФ N 1-ц 19.02.1993, который не отменен в установленном порядке и является действующим порядком применения уровня рентабельности при установлении тарифа на перевозки пассажиров.
Вместе с тем, ссылается на положения Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155, которые, по мнению заявителя, не позволяют авиаперевозчику, занимающему доминирующее положение на рынке авиаперевозок, устанавливать тариф произвольно, без экономического обоснования.
Кроме того, заявитель жалобы приводит положения части 3 статьи 64, статью 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих установление платы за воздушные перевозки пассажиров перевозчиком.
При этом антимонопольный орган указывает на формирование тарифа на воздушные перевозки пассажиров по маршрутам "Новосибирск-Владивосток", "Владивосток-Новосибирск" без определения уровня их рентабельности, без определения их экономически обоснованной себестоимости, приводя сведения по указанному маршруту, выполняемые другими авиакомпаниями с нормальными тарифами экономического класса.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Авиакомпания "Сибирь" до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиакомпания "Сибирь" указал на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, не подлежащих отмене.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, заслушав представителя Общества и рассмотрев представленные материалы, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением УФАС по Новосибирской области от 02.02.2011 по делу N 116 Общество, занимающее доминирующее положение с долей свыше 50 % на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом регулярных по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск" в период 2009 года и январь-август 2010 года, признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем установления тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск" с нарушением порядка, установленного нормативными правовыми актами: пунктом 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ним работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденных 19.02.1993 Комитетом Российской Федерации по политике цен N 01-55/306-15, Министерством транспорта Российской Федерации транспортом N 1-ц (далее - Временный порядок), пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги) порядка формирования таких тарифов, а именно: без определения их экономически обоснованной себестоимости с учетом предельного уровня рентабельности (не более 20%); установления необоснованно высоких тарифов экономического класса, не имеющих ограничений по условиям использования, на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск" относительно нормальных тарифов экономического класса, установленных другими авиакомпаниями на указанном маршруте.
На основании вышеуказанного решения УФАС по Новосибирской области заявителю выдано предписание от 02.02.2011 N 4, в соответствии с которым Обществу необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: совершить действия по приведению тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск", в части их формирования в соответствии с пунктом 1 Временного порядка, пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" (далее - Постановление N 724).
Общество, не согласившись с решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что действующее законодательство не содержит требования о предельном уровне рентабельности, который может быть заложен авиаперевозчиком при формировании тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом, в связи с чем пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, повлекшего нарушение прав и законных интересов пассажиров.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими доказательствам и действующему законодательству.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в соответствии со своими полномочиями возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдает хозяйствующим субъектам предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод УФАС по Новосибирской области об установлении Обществом тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск - Владивосток - Новосибирск" с нарушением пункта 1 Временного порядка, пункта 7 Постановления N 724, которым был установлен с 01.01.1993 предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20% к себестоимости.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного урегулирования цен "тарифов) (далее - Постановление N 239), пунктом 1 которого утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления N 239 установлено, что не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменений цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции, товаров и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.
Перечень видов продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 239, на которые осуществляется государственное регулирование, был дополнен такими видами авиационной деятельности, как аэронавигационное облуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов аэропортах; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера.
Из вышеуказанных норм права следует, что с 07.03.1995 к иным видам авиационной деятельности, в том числе, и к воздушным перевозкам по внутрироссийским и международным авиалиниям, которые осуществляет Общество, государственное регулирование цен (тарифов) на пассажирские перевозки отменено.
В настоящее время правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (часть 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажиров и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинации тарифов от аэропорта, из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155.
В вышеуказанных Правилах, действующих с 13.02.2009, отсутствуют требования о предельном уровне рентабельности, который может быть заложен авиаперевозчиком при формировании тарифа на авиаперевозку пассажиров.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно указали о том, что выводы антимонопольного органа об установлении Обществом тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск" с нарушением пункта 1 Временного порядка, пункта 7 Постановления N 724 не нашли своего подтверждения, то есть являются ошибочными. Обращение гражданки Каратаевой И.А. с заявлением в адрес Президента Российской Федерации не может являться доказательством нарушения ее прав как потребителя действиями Общества.
УФАС по Новосибирской области в нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представило доказательств нарушения Обществом порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск - Владивосток - Новосибирск", установленного действующими нормативными правовыми актами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, и направлены на переоценку уже исследованных доказательств и установленных судами обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ и не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.04.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2665/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажиров и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинации тарифов от аэропорта, из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155.
В вышеуказанных Правилах, действующих с 13.02.2009, отсутствуют требования о предельном уровне рентабельности, который может быть заложен авиаперевозчиком при формировании тарифа на авиаперевозку пассажиров.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно указали о том, что выводы антимонопольного органа об установлении Обществом тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск-Владивосток-Новосибирск" с нарушением пункта 1 Временного порядка, пункта 7 Постановления N 724 не нашли своего подтверждения, то есть являются ошибочными. Обращение гражданки Каратаевой И.А. с заявлением в адрес Президента Российской Федерации не может являться доказательством нарушения ее прав как потребителя действиями Общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2012 г. N Ф04-4547/12 по делу N А45-2665/2011