г. Тюмень |
|
1 октября 2012 г. |
Дело N А46-5626/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 197" на решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-5626/2012 по заявлению бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 197" (644121, город Омск, улица Сулеймана Стальского, 3-а, ИНН 5505022358, ОГРН 1025501175688) к отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска "Центр развития ребенка - детский сад N 197" (далее - Учреждение, БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган, Отдел надзорной деятельности ГУ МЧС по Омской области, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 02.02.2012 N 9/10 о привлечении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.05.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, отсутствие в его действиях вины и состава вмененного административного правонарушения, просит отменить принятое постановление судом апелляционной инстанции и принять новый судебный акт о признании незаконным постановление о привлечении к административной ответственности.
Заявитель жалобы указывает, что не имеет возможности принять меры к самостоятельному устранению установленных нарушений требований пожарной безопасности, поскольку отсутствует соответствующее бюджетное финансирований, а иных доходов не имеется, коммерческой деятельностью Учреждение не занимается.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган указывает на законность принятых по делу судебных актов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Вербенко Д.А. от 10.01.2012 N 16 государственным инспектором Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Дергуновой М.В. была проведена внеплановая выездная проверка БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197", по результатам которой 24.01.2012 составлен акт проверки N 16, протокол N 9 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В указанном протоколе изложен факт нарушения БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" требований пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 от 18.06.2003 N 313; пункта 5.3 СНиП 31-06-2009; пунктов 5.14*, 6.28 СНиП 21-01-97*; пункта 13.6 СНиП 41-01-2003, а именно: допущено применение ступеней с разными параметрами высоты и глубины в пределах марша на первом этаже; не выполнены двери вентиляционной камеры с пределом огнестойкости не ниже EI 30.
Кроме того, 24.01.2012 государственным инспектором Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Дергуновой М.В. в отношении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" был составлен протокол N 10 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
В указанном протоколе указано о нарушении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" требований пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пункта 11.7* СНиП 2.04.01-85*, а именно: не установлена на обводной линии у счетчиков холодной воды задвижка с электроприводом для пропуска противопожарного расхода воды.
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197"заместителем главного государственного инспектора Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Скворцовым Д.А. было вынесено постановление от 02.02.2012 N 9/10 о привлечение к ответственности, предусмотренной частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197", полагая, что постановление административного органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в соответствии доказательства в соответствии с требованиями статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришли к выводу о доказанности факта нарушения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности, наличии в действиях Учреждения составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена ответственность юридических лиц частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Статьями 1, 2, 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждан) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Их пункта 3 настоящих Правилами следует, что наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены "СНиП 21-01-97" Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства России от 13.02.1997 N 18-7.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с положениями указанной статьи руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Судами установлено и Учреждением не оспаривается, что проверяемые объекты БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В связи с вышеуказанными нормами права и исследованными доказательствами по делу, суды обоснованно пришли к выводам о том, что Учреждение является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности в помещении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" и в его действиях имеется состав административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Однако Учреждением не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности.
Выводы судов о соблюдении административным органом порядка привлечения Учреждения к административной ответственности соответствуют доказательствам, которые были исследованы судами обеих инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5626/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
...
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
...
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В связи с вышеуказанными нормами права и исследованными доказательствами по делу, суды обоснованно пришли к выводам о том, что Учреждение является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности в помещении БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 197" и в его действиях имеется состав административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2012 г. N Ф04-4541/12 по делу N А46-5626/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-5626/12
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4541/12
31.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4766/12
20.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4766/12
30.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4766/12
16.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-5626/12