г. Тюмень |
|
3 октября 2012 г. |
Дело N А46-18546/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение от 23.03.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-18546/2011 по заявлению бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 36" (644073, город Омск, улица Комкова, 3В, ИНН 5507035627, ОГРН 1025501382697) к Отделу надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 36" (далее - БОУ "СОШ N 36") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу надзорной деятельности Кировского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Отдел надзорной деятельности) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2011 N 840 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 23.03.2012 Арбитражного суда Омской области заявленные БОУ "СОШ N 36" требования удовлетворены.
Постановлением от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отдел надзорной деятельности, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу БОУ "СОШ N 36", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Отделом надзорной деятельности судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Отделом надзорной деятельности плановой выездной проверкой установлено, что в нарушение требований пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313; пунктов 6.12 и 6.16 Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", утверждённых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-74; пунктов 4.4 и 4.6 строительных норм и правил "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения", утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 N 390; пунктов 5.2.12 и 5.2.14 свода правил "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171, в БОУ "СОШ N 36" не обеспечено не менее двух рассредоточенных (изолированных от выходов из здания школы) эвакуационных выходов из каждой групповой ячейки, помещения детского сада с одновременным пребыванием более 10 человек не обеспечены двумя эвакуационными выходами.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Отдела надзорной деятельности" составлены акт от 23.12.2011 N 840 и протокол об административном правонарушении от 23.12.2011 N 973, на основании которых вынесено постановление от 29.12.2011 N 840 о привлечении БОУ "СОШ N 36" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с выводами надзорного органа, МОУ "СОШ N 36" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2011 N 840.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Признавая незаконным постановление от 29.12.2011 N 840, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что МОУ "СОШ N 36" своевременно были приняты все необходимые и достаточные меры для согласования плана эвакуационных путей с Отделом надзорной деятельности.
Так, в связи с реконструкцией блока учебных помещений под дошкольное учреждение БОУ "СОШ N 36" направило в Отдел надзорной деятельности обращение от 02.11.2010 N 158, в ответ на которое получило письмо от 01.12.2010 N 244-Ю-9-22, содержащее консультационную информацию; 11.01.2011 был согласован План эвакуации.
В акте обследования от 03.02.2011 Отделом надзорной деятельности зафиксировано, что на момент проведения обследования нарушений обязательных требований пожарной безопасности не выявлено.
Отделом надзорной деятельности 04.02.2011 БОУ "СОШ N 36" выдано заключение N 48 о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (серия 09 N 000746).
Принимая во внимание, что БОУ "СОШ N 36" заблаговременно приняты все необходимые и достаточные меры для согласования плана эвакуационных путей с надзорным органом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Отделом надзорной деятельности не доказана вина данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Принимая во внимание, что выводы двух судебных инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.03.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18546/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Принимая во внимание, что БОУ "СОШ N 36" заблаговременно приняты все необходимые и достаточные меры для согласования плана эвакуационных путей с надзорным органом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Отделом надзорной деятельности не доказана вина данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2012 г. N Ф04-4292/12 по делу N А46-18546/2011