г. Тюмень |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А27-14950/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения-Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) на решение от 29.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 06.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Нагишева О.Б., Кресс В.В.) по делу N А27-14950/2011 по иску Государственного учреждения-Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) (650023, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 18, пом. 3, ИНН 4207009857, ОРГН 1024200697663) к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница" (652097, Кемеровская область, Яшкинский р-н, пгт Яшкино, ул. Советская, 136, ИНН 4247001646, ОГРН 1024202290870) о взыскании 63 225 руб. 21 коп.
Суд установил:
Государственное учреждение-Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) (далее - региональное отделение фонда, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница" (далее - лечебное учреждение, ответчик) о взыскании суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности в размере 62 076 руб. 65 коп. вследствие выдачи листков нетрудоспособности с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов.
Решением от 29.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворение исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, региональное отделение фонда обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы истец указывает на то, что суд применил норму права не подлежащую применению, а именно пункт 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81.
Считает, что при рассмотрении спора, суд не применил нормы права, подлежащие применению и пришел к неправильному выводу о том, что действия работников больницы по неправильному заполнению медицинской документации не повлекли за собой необоснованную выдачу листков нетрудоспособности, и расходы регионального отделения фонда не находятся в причинной связи с данными действиями работников больницы.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, региональным отделением фонда на основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 3 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.10.1998 N 291/167, пункта 17 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденной приказом Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.2004 N 18/29 (далее - Инструкция от 29.01.2004 N 18/29) была проведена проверка лечебного учреждения за период с 18.06.2010 по 30.05.2011 года по вопросам экспертизы страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, правильности выдачи листков нетрудоспособности.
По результатам проверки был составлен акт от 02.06.2011, по которому выявлены следующие нарушения: книги регистрации заполнены в нарушении формы, утвержденной приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 N 1030 "Об утверждении формы первичной медицинской документации учреждений здравоохранения"; - в нарушение пункта 76 Порядка в ряде проверенных медицинских карт стационарного больного, при выдаче листка нетрудоспособности отсутствует серия и номер листка нетрудоспособности, не везде указывается период освобождения от работы; - нарушен порядок заполнения медицинских карт стационарных больных; - в нарушение пункта 5 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 в соответствии с которым выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляются медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы, в медицинских картах отсутствовали записи данных о состоянии здоровья; - в ряде проверяемых медицинских картах амбулаторного больного не проставлены серии листков нетрудоспособности, не всегда указывается дата проведения ВК, обоснование и четкое заключение, рекомендации ВК, фамилии экспертов ВК; - направление больного на ВК для продления листка нетрудоспособности осуществляется в различные сроки не регламентированные "Порядком" при сроке (от 24 и свыше 30 дней); - в журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения записи в графах 10, 12, 13, 14 ведутся не регулярно.
Установленные в ходе проверки нарушения, по мнению истца, являются основанием возместить за счет лечебного учреждения выплаченные из фонда социального страхования на основании неправильно оформленных листов нетрудоспособности денежные средства в общей сумме 63 225 руб. 21 коп.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что действия ответчика по выдаче спорных листков нетрудоспособности не находятся в прямой причинной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на его оплату; отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листков нетрудоспособности (заболевание застрахованных лиц) не оспаривается.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Предметом заявленного региональным отделением фонда искового требования явилось возмещение ущерба, причиненного неправильным оформлением листков нетрудоспособности.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных обстоятельств, влечет недоказанность всего сложного состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514).
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь названными нормами права, установили, что убытки регионального отделения фонда не находятся в причинной связи с действиями работников лечебного учреждения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют основания для применения ответственности в виде убытков в порядке статей 15, 1064 ГК РФ.
При этом суд исходил из того, что в данном случае отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листков нетрудоспособности (заболевания застрахованных) не оспаривается.
Доводы истца о том, что страховщик вправе обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, не опровергают выводы судов, поскольку данное обстоятельство не освобождает истца от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у истца убытков, которая, как установлено судами, истцом не подтверждена.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.02.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14950/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
...
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь названными нормами права, установили, что убытки регионального отделения фонда не находятся в причинной связи с действиями работников лечебного учреждения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют основания для применения ответственности в виде убытков в порядке статей 15, 1064 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2012 г. N Ф04-4332/12 по делу N А27-14950/2011