г. Тюмень |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А02-178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" на решение от 18.04.2012 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Соколова А.Н.) и постановление от 18.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А02-178/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" (649100, Республика Алтай, Майминский р-н, с. Майма, ул. Ленина, д. 62, ИНН 0408007940, ОГРН 1020400665548) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Алтай (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, д. 8, ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Алтай (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 83/2, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - администрация муниципального образования "Майминский район".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - росреестр) по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:010212:287, 04:01:010212:288, 04:01:010212:289, 04:01:010212:290, 04:01:010212:291, 04:01:010212:292, 04:01:010212:293, 04:01:010212:294, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42.
Определением суда первой инстанции от 12.03.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - кадастровая палата). Определением от 19.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования "Майминский район" (далее - администрация).
Решением от 18.04.2012 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 18.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; неправильно применены нормы материального права, судами не применен закон, подлежащий применению: пункт 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 36 ЗК РФ; администрация не имела права делить спорный земельный участок.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что общество является собственником части нежилого здания общей площадью 88,5 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, д.62/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.07.2009.
Земельный участок, на котором находится здание общей площадью 11 317 кв.м., является собственностью администрации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2008.
На основании распоряжения администрации от 02.02.2011 N 194/1-р указанный земельный участок предоставлен в аренду муниципальному унитарному предприятию "Водоканал".
13.09.2011 в соответствии со статьей 11.2, 29 ЗК РФ администрация вынесла распоряжение N 2333-р об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42. 07.11.2011 вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
17.11.2011 администрацией было принято решение, путем издания распоряжения N 2848-р, о разделе земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42.
В отношении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:010212:287, 04:01:010212:288, 04:01:010212:289, 04:01:010212:290, 04:01:010212:291, 04:01:010212:292, 04:01:010212:293, 04:01:010212:294 зарегистрировано право собственности администрации, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, арбитражные суды исходили из того, что заявителем не представлено доказательств нарушения действиями государственных органов его прав и законных интересов как собственника части нежилого помещения.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке, независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре) одним из оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости является нарушение предусмотренных федеральными законами требований к образованию объекта недвижимости.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что в период раздела спорного земельного участка арендатором являлось муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", следовательно, согласование границ земельного участка с МУП "Водоканал" не проводилось. Законодательством не предусматривается получение такого согласования от общества.
Согласно части 2 статьи 16 закона о кадастре, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 закона о кадастре (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 закона кадастре (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем, или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42, обратилась Шипицына Н.В., к заявлению приложен межевой план.
Таким образом, судами правомерно указано, что в рассматриваемой ситуации поданы все необходимые документы, предусмотренные частью 1 статьи 22 закона о кадастре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления..
Арбитражные суды обоснованно указали, что обществом, в нарушении части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, в материалы дела не представлено доказательств нарушения его прав на предоставление в собственность за плату спорного земельного участка. Общество не лишено своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду части земельного участка, находящегося под недвижимым имуществом и в размере, необходимом для его использования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела. Большинство из них являлись предметом надлежащей оценки.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка обстоятельств и доказательств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит, суд кассационной инстанции проверяет законность решения арбитражного суда, исходя из тех доводов и доказательств, которые были представлены и исследованы судом.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку касаются установленных обстоятельств по делу, являлись предметом подробного исследования и надлежащей оценки арбитражными судами. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.04.2012 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 18.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-178/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 16 закона о кадастре, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 закона о кадастре (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 закона кадастре (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем, или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42, обратилась Шипицына Н.В., к заявлению приложен межевой план.
Таким образом, судами правомерно указано, что в рассматриваемой ситуации поданы все необходимые документы, предусмотренные частью 1 статьи 22 закона о кадастре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2012 г. N Ф04-4492/12 по делу N А02-178/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-362/13
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-362/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4492/12
18.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4900/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-178/12