г. Томск |
|
18 июля 2012 г. |
Дело N А02-178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА"
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 18.04.2012 по делу N А02-178/2012 (судья Соколова А.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" (ИНН 0408007940, ОГРН 1020400665548)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Алтай
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" (далее по тексту - ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее по тексту - Управление Росреестра по Республике Алтай) по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:010212:287, 04:01:010212:288, 04:01:010212:289, 04:01:010212:290, 04:01:010212:291, 04:01:010212:292, 04:01:010212:293, 04:01:010212:294, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42.
Определением от 12.03.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее по тексту - ФБУ "Кадастровая палата", кадастровая палата).
Определением от 19.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация муниципального образования "Майминский район" (далее по тексту - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 18.04.2012 в удовлетворении заявленного ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приводя в обоснование своей позиции следующие доводы:
- Администрация не имела права делить участок, она обязана передать его собственникам недвижимости весь в полном объеме, а не часть участка;
- статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) не содержит каких-либо ограничений размера земельного участка, передаваемого в собственность или аренду;
- постановка на кадастровый учет восьми земельных участков вместо одного нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Подробно доводы ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" изложены в апелляционной жалобе.
В представленных до начала судебного заседания возражениях на апелляционную жалобу Администрация просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Управлением Росреестра по Республике Алтай и ФБУ "Кадастровая палата" письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Республики Алтай в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" является собственником части нежилого здания общей площадью 88,5 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, д.62/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.07.2009. Земельный участок, на котором находится здание, общей площадью 11 317 кв.м. является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2008.
На основании распоряжения Администрации от 02.02.2011 N 194/1-р указанный земельный участок предоставлен в аренду муниципальному унитарному предприятию "Водоканал".
07.11.2011 вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет. В отношении них зарегистрировано право собственности Администрации.
17.11.2011 Администрация вынесла распоряжение N 2848-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42.
Считая действия Управления Росреестра по Республике Алтай по постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА", правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выполняя требования части 4 статьи 200 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя, соответствие (несоответствие) этих действий закону или иному нормативному правовому акту.
Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Состав необходимых документов для кадастрового учета установлен статьей 22 Закона о кадастре. В числе документов, необходимых для кадастрового учета документами является и межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии со статьей 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Основания для принятия решений об отказе в проведении кадастрового учета и приостановлении осуществления кадастрового учета определены в статьях 26 и 27 Закона о кадастре.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:01:010212:42, обратилась Шипицына Н.В., к заявлению приложен межевой план.
Заявителем не представлено каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями его прав и законных интересов как собственника части нежилого здания.
Судом первой инстанции также учтено, что заявитель не лишен права на приобретение в собственность или аренду части земельного участка, находящейся под недвижимым имуществом и в размере, необходимом для его использования.
Предусмотренных статьями 26 и 27 Закона о кадастре оснований для отказа в проведении кадастрового учета или в приостановлении осуществления кадастрового учета не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18.04.2012 по делу N А02-178/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ЦТО-СТАРК-МАЙМА" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению от 16.05.2012 N 739.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-178/2012
Истец: ООО "ЦТО-СТАРК-МАЙМА"
Ответчик: БУ "Кадастровая палата" по РА, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай
Третье лицо: Администрация МО "Майминский район", ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Алтай
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-362/13
18.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-362/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4492/12
18.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4900/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-178/12