г. Тюмень |
|
17 октября 2012 г. |
Дело N А70-1673/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Тетерина Н.В., Шарова Н.А.) по делу N А70-1673/2012 Арбитражного суда Тюменской области по иску открытого акционерного общества "Тюменьэлектросетьстрой" (625017, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Авторемонтная, 31а, ИНН 7204003010, ОГРН 1027200792453) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Володарского, 48, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) о взыскании неосновательного обогащения.
В заседании приняли участие представители:
от истца - Кузовлев Е.В. по доверенности от 24.04.2012;
от ответчика - Ковалева Н.А. по доверенности от 03.09.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменьэлектросетьстрой" (далее - ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", истец) обратилось к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о применении последствий недействительности (ничтожности) договора купли-продажи N 09/З/д-510 в части размера выкупной цены земельного участка, превышающем 71 585,51 руб., обязании ответчика возвратить истцу 1 617 229,41 руб. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 14.05.2012 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда обозначенное решение отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение статей 11, 180, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит указанное постановление отменить, решение оставить без изменения.
По мнению ответчика, истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, при расчете выкупной цены по договору купли-продажи земельного участка был применен показатель кадастровой стоимости, установленный распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп.
Кроме того, заявитель считает безосновательным применение в рассматриваемой ситуации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11.
В представленном отзыве на кассационную жалобу истец указал, что считает доводы Департамента неправомерными и необоснованными, просит оставить постановление без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по делу, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 28.04.2009 истец и ответчик подписали договор купли-продажи N 09/З/д-510 земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:0004, площадью 27 144 квадратных метра (под сооружением железнодорожный тупик по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Горьковское муниципальное образование, промзона Утяшево, сооружение 1). В пункте 2.1 этого договора стороны определили, что выкупная цена участка составляет 1 432 999,62 руб.
Для расчета выкупной цены земельного участка была использована кадастровая стоимость земельного участка в размере 57 319 984,80 руб., указанная в кадастровом паспорте участка от 22.01.2009.
Договор сторонами исполнен, земельный участок передан истцу, что подтверждается передаточным актом от 21.03.2011 и свидетельством о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:0004.
Тюменский межрайонный отдел Управления Роснедвижимости по Тюменской области 30.11.2009, на основании протокола выявления технической ошибки N 2642 от 23.11.2009, вынес решение N 17/09-27475 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях. В соответствии с ним внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, поскольку в кадастровых сведениях о земельных участках в кадастровом квартале 72:17:0602001 ошибочно указаны экономические характеристики (том 1 л.д. 99 - 104).
Согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области N 14-29/12-345-ск от 10.02.2012 при определении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, в связи с включением в черту городского округа город Тюмень, была допущена техническая ошибка. Неверно применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 111,70 руб. за квадратный метр, в то время как этот показатель составляет 105,49 руб. за квадратный метр, а кадастровая стоимость - 2 863 420,56 руб.
Полагая, что выкупная цена указанного земельного участка должна быть определена в размере 71 585,51 руб. (2 863 420,56 руб. x 2,5%), ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" обратилось с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что сделка в части указания выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:0004 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Апелляционная инстанция, отменяя решение, посчитала, что договор купли-продажи земельного участка N 09/З/д-510 в части пунктов 2.1 и 2.2 является недействительным, так как не соответствует требованиям законодательства, поскольку превышает размер выкупной цены, установленный статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными по указанным основаниям.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года (в предшествующей редакции до 1 января 2012 года) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков" (пункт 1.1) для обозначенной категории субъектов установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процента кадастровой стоимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при определении цены продаваемого земельного участка стороны исходили из кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка в размере 2 111,70 руб., которая является ошибочной. В результате этого покупателем произведена излишняя оплата земельного участка, то есть в размере большем, чем следовало исходя из его действительной кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах обоснованно признаны недействительными пункты 2.1 и 2.2 спорного договора купли-продажи земельного участка в части установления выкупной цены, превышающей 71 585,51 руб., на основании статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации применены последствия недействительности сделки в виде обязания продавца возвратить покупателю перечисленные денежные средства в сумме 1 617 229,41 руб.
Ссылка заявителя на неправильное применение апелляционной инстанцией соответствующей правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является несостоятельной.
Доводы кассационной жалобы в целом касаются установленных по делу обстоятельств, являлись предметом подробного исследования и надлежащей оценки.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с этим кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1673/2012 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года (в предшествующей редакции до 1 января 2012 года) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
...
Судом апелляционной инстанции установлено, что при определении цены продаваемого земельного участка стороны исходили из кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка в размере 2 111,70 руб., которая является ошибочной. В результате этого покупателем произведена излишняя оплата земельного участка, то есть в размере большем, чем следовало исходя из его действительной кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах обоснованно признаны недействительными пункты 2.1 и 2.2 спорного договора купли-продажи земельного участка в части установления выкупной цены, превышающей 71 585,51 руб., на основании статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации применены последствия недействительности сделки в виде обязания продавца возвратить покупателю перечисленные денежные средства в сумме 1 617 229,41 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2012 г. N Ф04-4375/12 по делу N А70-1673/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4375/12
31.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4778/12
30.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4778/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1673/12