г. Тюмень |
|
26 октября 2012 г. |
Дело N А46-14094/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на решение от 27.04.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 09.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-14094/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Салимова Хасана Джалиловича к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (644043, Омская область, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503101004, ОГРН 1065503057443), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 10А, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным отказа и обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Салимов Хасан Джалилович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - управление), департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент), с требованием о признании незаконным выраженного в письме от 26.07.2011 N 02-02/7360 отказа управления о выборе земельного участка для размещения кафе с летней верандой южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос", имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе города Омска, и обязании управления принять решение о предварительном согласовании предпринимателю места размещения кафе с летней верандой, утверждающее акт о выборе земельного участка, подготовленного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" по ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденное распоряжением департамента от 19.05.2011 N 492-р.
Решением от 27.04.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. В обоснование жалобы департамент указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; согласно проекту планировки территорий, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, где дальнейшая застройка не планируется; в градостроительном заключении содержится информация о несоответствии размещения объекта проекту планировки территории, что является безусловным основанием для отказа согласно пункту 10 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (далее - порядок).
В отзыве на кассационную жалобу ИП Салимов просит оставить принятые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными, а также сообщает, что данные судебные акты исполнены, Главное управление по земельным ресурсам Омской обл. приняло распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта и с предпринимателем заключен договор аренды земельного участка под строительство.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что 18.01.2011 предприниматель обратился в управление с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения кафе с летней верандой, с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: южнее 2-этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" с почтовым адресом: город Омск, ул. Масленикова, д.144/2 (далее - объект).
Управление направило в адрес департамента заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - кафе с летней верандой.
13 июля 2011 департамент направил акт о выборе земельного участка для строительства объекта, для принятия отрицательного решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Письмом от 26.07.2011 N 0202/7360 управление проинформировало предпринимателя о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка.
Предприниматель посчитав, что отказ, выраженный в письме от 26.07.2011 N 0202/7360, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что объект относится к одному из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории, а увеличение плотности застройки для элемента планировочной структуры 2.15. не запрещено, проекты межевания отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции, поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из установленных обстоятельств и следующих норм права.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно положениям статьи 31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Порядка основаниями для отказа в размещении объекта являются: несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории; отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций; наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; обременение земельного участка правами третьих лиц.
Решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным, содержать основания отказа в размещении объекта и информацию о возможности и способах обжалования данного решения.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что документация по планировке территории, к которой относится и проект планировки территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федераций, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации и подлежит опубликованию, которое обеспечивает глава местной администрации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что проект планировки территории, в границах которой предполагается размещение кафе и испрашивается земельный участок под строительство, утвержден постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п и опубликован в газете "Третья столица" N 29 от 17.06.2011.
Проект планировки подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Зона ОД-4 включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними.
Судами правомерно установлено, что объект (кафе) отнесен к одному из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне. Проектом планировки для зоны 2.15 не предусмотрены какие-либо ограничения относительно увеличения плотности или параметров застройки.
Отклоняя довод департамента о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, где дальнейшее строительство не предполагается, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Арбитражными судами правомерно сделан вывод о том, что действующее законодательство не содержит определения застроенной территории, а также запрета на строительство иных объектов недвижимости на таких земельных участках.
Департамент в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил доказательств невозможности создания объекта на испрашиваемом земельном участке.
Поскольку объект строительства относится к одному из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории, а увеличение плотности застройки для элемента планировочной структуры 2.15. не запрещено, проекты межевания отсутствуют, законодательство не содержит запрета на строительство новых объектов на застроенной территории.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46-4494/2011 Арбитражного суда Омской области установлено, что предпринимателем получены технические условия подключения вышеуказанного объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации от 20.05.2011 N 3.2/1655/11, теплоснабжения от 30.05.2011 N 41-22т/344, получено согласование Департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска размещения кафе с летней верандой от 23.05.2011 N 230, сделан запрос в Управление ГИБДД УВД по Омской области на получение технических условий на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Департаментом во исполнение требований пункта 2 статьи 31 ЗК РФ исполнена обязанность по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства объекта, информация размещена в газете "Третья столица" от 20.05.2011 N 24 (629).
Распоряжением департамента от 19.05.2011 N 492-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" по ул. Масленникова, дом 144/2 в Октябрьском АО г. Омска.
Департаментом подготовлено градостроительное заключение от 10.06.2011 N 265 ОВ о возможности размещения объекта капитального строительства по заявлению управления от 24.01.2011 N 0402/380.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка обстоятельств и доказательств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит, суд кассационной инстанции проверяет законность решения арбитражного суда, исходя из тех доводов и доказательств, которые были представлены и исследованы судом.
На основании изложенного, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку касаются установленных обстоятельств по делу, являлись предметом подробного исследования и надлежащей оценки арбитражными судами. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.04.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14094/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что проект планировки территории, в границах которой предполагается размещение кафе и испрашивается земельный участок под строительство, утвержден постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п и опубликован в газете "Третья столица" N 29 от 17.06.2011.
...
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
...
Департаментом во исполнение требований пункта 2 статьи 31 ЗК РФ исполнена обязанность по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства объекта, информация размещена в газете "Третья столица" от 20.05.2011 N 24 (629)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2012 г. N Ф04-5194/12 по делу N А46-14094/2011