г. Тюмень |
|
25 октября 2012 г. |
Дело N А70-11858/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области и Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2012 (судья Минеев О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-11858/2011 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574)
к администрации Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская область с. Нижняя Тавда, ул. Ульянова, 5, ИНН 7219007715, ОГРН 1027200852447)
о признании незаконными распоряжений.
Другие лица, участвующие в деле:
Департамент лесного комплекса Тюменской области,
Дачное некоммерческое товарищество "Сочинские".
В заседании приняли участие представители:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Бабанова М.С. по доверенности от 30.08.2012;
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Курильская К.А. по доверенности от 28.05.2012;
от дачного некоммерческого товарищества "Сочинские" - председатель правления Назыров Р.С. по протоколу общего собрания от 29.05.2011 N 11/1, Щергина Е.А. по доверенности от 25.01.2012.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконными распоряжения от 25.03.2011 N 579-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане земли общего пользования ДНТ "Сочинские" по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км. на юг от южной границы с.Тюнёво" и распоряжение от 11.05.2011 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность под земли общего пользования по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км. на юг от южной границы с.Тюнево".
Заявленные требования мотивированы отсутствием у администрации полномочий на распоряжение землями федеральной собственности, поскольку предоставленный ДНТ "Сочинские" земельный участок налагается на земли лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, в установленном законом порядке не был осуществлен перевод лесных земель в земли населенных пунктов.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) и дачное некоммерческое товарищество "Сочинские" (далее - ДНТ "Сочинские").
Решением от 29.03.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву недоказанности обстоятельств, приведенных в обоснование заявленных требований.
Управление Росимущества и Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в кассационном порядке поставили вопрос об отмене судебных актов, просили принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В своей кассационной жалобе Управление Росимущества указывает на наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, считая доказанным факт наложения предоставленного ДНТ "Сочинские" земельного участка на земли, находящиеся в федеральной собственности, и находя несостоятельными выводы судов о предоставлении спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также о том, что материалы лесоустройства не являются надлежащими доказательствами наложения земельного участка на земли лесного фонда. Управление Росимущества считает, что отсутствие данных государственного кадастрового учета по лесному участку не может свидетельствовать об отсутствии определения границ лесного участка.
Департамент в своей кассационной жалобе указывает на неприменение судами лесного законодательства, действующего в период предоставления земель Тюменскому камвольно-суконному объединению для садоводства и огородничества, и в этой связи считает неверным вывод суда об отнесении предоставленных земель к категории земель сельскохозяйственного назначения. Не соглашаясь с выводами судов, Департамент отмечает, что действующее законодательство не требует утверждение материалов лесоустройства; план участка лесного фонда соответствует документу, подтверждающему государственный кадастровый учет земельного участка, поэтому является относимым и допустимым доказательством; право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано ранее регистрации ДНТ "Сочинские" права собственности на спорный земельный участок.
Администрация и ДНТ "Сочинские" в представленных отзывах возразили против доводов кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация в отзыве изложила просьбу рассмотреть дело в отсутствии её представителя.
В судебном заседании представители Управления Росимущества и Департамента поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители ДНТ "Сочинские" высказались против удовлетворения кассационных жалоб.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 1767710000 кв.м, адрес объекта: Тюменская область, Нижнетавдинский район, Нижнетавдинское лесничество, в том числе, Карагандинское участковое лесничество, Тюнёвское сельское поселение (кварталы N 723-762), о чем 02.10.2009 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 72 НЛ 561442.
По результатам проведенной по приказу Управления Росимущества от 27.09.2011 N 97/03 проверки использования земельного участка с условным номером 72-72-09/016/2009-004, согласно натурному обследованию территории, выполненному специалистом Департамента, обнаружено наложение участка лесного фонда, в частности выделы 30, 35, 39, 31 квартала N747 Карагандинского лесничества Тюменского сельского поселения, на земельный участок с кадастровым номером 72:12:1503001:565. Площадь наложения земельных участков составила 16,6307 га, что отражено в акте от 30.09.2011 N 120/03-2011.
Земельный участок с кадастровым номером 72:12:1503001:565 площадью 204170 кв.м, расположенный по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км на юг от южной границы с. Тюнёво, с разрешенным использованием - земли общего пользования ДНТ "Сочинские", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, образован на основании распоряжения администрации от 25.03.2011 N 579-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане". В соответствии с распоряжением администрации от 11.05.2011 N 1012-р указанный земельный участок предоставлен в собственность ДНТ "Сочинские", которое в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72НЛ 985560, выданным 17.05.2011.
Считая распоряжения администрации от 25.03.2011 N 579-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" и от 11.05.2011 N 1012-р "О предоставлении земельного участка в собственность под земли общего пользования по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 5,7 км. на юг от южной границы с.Тюнево" незаконными и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации, Управление Росимущества обратилось с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, исследовав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения статей 20, 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14, 16, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статей 4, 5, 23, 39, 74-76, 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, приняв во внимание постановления администрации Нижнетавдинского района Тюменской области от 21.07.1992 N 295 и от 04.03.1993 N 136, пришел к выводу об отсутствии в совокупности условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых распоряжений администрации.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда.
Выводы судебных инстанций основаны на правильной оценке доказательств по делу, соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат действующему законодательству.
При разрешении спора судами на основании материалов дела установлено, что ДНТ "Сочинские" является правопреемником садового товарищества "Надежда-4" и расположено на земельном участке, выделенном Тюменскому камвольно-суконному объединению на основании постановлений администрации от 21.07.1992 N 295 и от 04.03.1993 N 138.
Согласно положениям пункта 1 статьи 13, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, и орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В части 5 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка.
Пунктом 4 статьи 14 и пунктом 2 статьи 28 Закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Судами указано, что в соответствии с нормами статей 56, 57, 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для садоводства и огородничества подлежали предоставлению из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок используется с 1993 года как участок сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества.
Решение администрации от 04.03.1993 N 138 о предоставлении Тюменскому камвольно-суконному объединению 150 га земель для садоводства и огородничества не признано в установленном законом порядке недействительным.
Данные государственного кадастра недвижимости свидетельствуют о том, что спорный земельный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Судами отмечено, что указание в государственном акте на право бессрочного пользования Тюменского камвольно-суконного объединения на то, что в составе предоставляемого земельного участка 150 га имеются земли занятые лесами и кустарником не свидетельствует с достоверностью о том, что предоставленный ДНТ "Сочинские" земельный участок частично находится на землях лесного фонда.
Оценив представленные материалы лесоустройства, проведенного в 2005 году, в том числе карту-схему местоположения и границ лесного участка, суды пришел к выводу о том, что данные материалы не подтверждают принадлежность спорного земельного участка к категории земель лесного фонда.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с действующим лесным законодательством представленные материалы лесоустройства не утверждены уполномоченным органом государственной власти и не помещены в лесной реестр.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недоказанным факт наложения спорного земельного участка на участок лесного фонда и, следовательно, неподтвержденным нарушение прав Российской Федерации.
В силу установленных обстоятельств на основании всестороннего и полного исследования доказательств суды пришли к правильному выводу об отсутствии условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными оспариваемых распоряжений администрации, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит несостоятельными ссылки подателей кассационных жалоб на судебные акты по другим делам, по которым установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы кассационных жалоб рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку касаются установленных при разрешении спора обстоятельств, основаны на ином толковании норм законодательства, что не свидетельствует о нарушении норм права. Не опровергая законность выводов судов, доводы кассационных жалоб направлены на иную оценку доказательств.
В силу положений статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.03.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А70-11858/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 14 и пунктом 2 статьи 28 Закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Судами указано, что в соответствии с нормами статей 56, 57, 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки для садоводства и огородничества подлежали предоставлению из земель сельскохозяйственного назначения.
...
Оценив представленные материалы лесоустройства, проведенного в 2005 году, в том числе карту-схему местоположения и границ лесного участка, суды пришел к выводу о том, что данные материалы не подтверждают принадлежность спорного земельного участка к категории земель лесного фонда.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с действующим лесным законодательством представленные материалы лесоустройства не утверждены уполномоченным органом государственной власти и не помещены в лесной реестр."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2012 г. N Ф04-4498/12 по делу N А70-11858/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1821/13
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1821/13
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4498/12
25.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4139/12
25.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4561/12
29.03.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-11858/11