г. Тюмень |
|
2 ноября 2012 г. |
Дело N А75-1322/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юганскнефтегазгеофизика" на решение от 02.08.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 02.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А75-1322/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юганскнефтегазгеофизика" (628300, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, улица Киевская, 5, ОГРН 1058602802587, ИНН 8604034840) к отделу горного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Северо-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юганскнефтегазгеофизика" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 30.01.2012 N 0031-5807-2012 отдела горного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Северо-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - отдел горного надзора, административный орган).
Решением от 26.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 02.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление административного органа.
Отзыв на кассационную жалобу административным органом не представлен.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 28.05.2010 N ХВ-0005684 (В) на осуществление деятельности "Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения", выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому атомному надзору России.
Обществу в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах (ГТБ 13-407-01) управлением выдано свидетельство на эксплуатацию поверхностного постоянного расходного склада ВМ N 370 сроком действия до 16.03.2014 года.
На основании поступивших материалов от отдела Министерства внутренних дел России по Нефтеюганскому району административным органом установлено, что охрана складов взрывчатых веществ осуществляется обществом с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Альфа" на основании договора от 01.01.2012 N 03/12, что является превышением полномочий по негосударственной (частной) охранной деятельности.
30.01.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 30.01.2012 N 0031-5807-2012 отдела горного надзора общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственностью за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Несогласие общества с привлечением к административной ответственности явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из доказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения. Однако судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.
Согласно Приложению 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества, которые, при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
В силу положений статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Из анализа приведенных норм следует, что законодатель возложил обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов при осуществлении производственной деятельности на организации, осуществляющие их эксплуатацию.
Из буквального толкования положений части 2 статьи 9.1 КоАП РФ следует, что административное наказание предусмотрено за нарушение требований промышленной безопасности по хранению взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, то есть за нарушение, допущенное в процессе самой производственной деятельности.
Порядок хранения взрывчатых веществ предусмотрен Положением о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2008 N 279.
Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в пункте 9 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, установив, что обжалуемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд кассационной инстанции считает подлежащим признанию его незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов обеих инстанций подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 02.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1322/2012 отменить.
Принять новое решение. Постановление от 30.01.2012 N 0031-5807-2012 отдела горного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Северо-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Юганскнефтегазгеофика" признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в пункте 9 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, установив, что обжалуемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд кассационной инстанции считает подлежащим признанию его незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов обеих инстанций подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2012 г. N Ф04-5392/12 по делу N А75-1322/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5392/12
02.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4639/12
29.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4639/12
25.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4639/12
26.04.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1322/12