г. Тюмень |
|
8 ноября 2012 г. |
Дело N А27-7713/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Шуйской С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Соляновой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловая энергия" на решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Андуганова О.С.) и постановление от 21.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Кайгородова М.Ю., Павлюк Т.В.) по делу N А27-7713/2012 по иску Государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32, 408, ИНН 4205006434, ОГРН 1024200722523) к открытому акционерному обществу "Тепловая энергия" (654005, Кемеровская область, Новокузнецкий р-н, г. Новокузнецк, ул. Пирогова, 1, ИНН 4217064303, ОГРН 1044217007120) о взыскании 17 167 510 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.) в заседании участвовал представитель: открытого акционерного общества "Тепловая энергия" - Воропаева А.С. по доверенности от 01.06.2012 N 164/12.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Тепловая энергия" (далее - общество, ответчик) о взыскании 17 167 510 руб. целевых средств для реализации региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - программа по энергосбережению) за 2010 год.
Решением от 16.05.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды не применили закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Судами применены нормативные акты - постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО) от 27.12.2009 N 222, от 29.12.2009 N 242, Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" (далее - Закон КО N 78-ОЗ), распоряжение администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N58-р "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения (в редакции от 17.07.2006) (далее - Положение о порядке формирования целевых средств), которые не подлежали применению (начиная с 01.01.2010), в связи с принятием Закона об энергосбережении.
По мнению подателя кассационной жалобы, с даты начала действия Закона об энергосбережении, обязанность организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по перечислению целевых денежных средств на специальный счет истца по программе энергосбережения, прекратилась.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Постановлениями РЭК КО от 27.12.1999 N 222 и от 29.12.2009 N 242 утверждены тарифы на тепловую энергию, реализуемую обществом на потребительском рынке, и на услуги по передаче энергии.
В структуру тарифов были включены целевые отчисления для выполнения программы по энергосбережению в размере 1 процента от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации.
Согласно письму РЭК КО от 19.02.2010 N КР-8-38/317-02 плановый объем целевых средств энергосбережения, включенный в тариф для общества в 2010 году, составил 17 167,51 тыс. руб.
Уклонение общества от оплаты указанных средств послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Законом КО N 78-ОЗ, Положением о порядке формирования целевых средств, установил, что в структуру тарифов, утвержденных РЭК КО для общества на 2010 год, были включены целевые отчисления для выполнения программы по энергосбережению, в связи с чем пришел к выводу о наличии у общества обязанности по перечислению целевых средств на специальный счет учреждения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.
Согласно Закону Кемеровской области от 14.01.1999 N 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области", под энергосбережением понимается комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии. Законодательство Кемеровской области об энергосбережении состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области.
Для реализации областной программы энергосбережения в Кемеровской области был принят Закон КО N 78-ОЗ, которым установлено, что источником формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
В соответствии с Положением о порядке формирования целевых средств размер отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на электрическую (тепловую энергию), составляет один процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации и перечисляется ежемесячно на отдельный банковский счет учреждения (пункт 2.2).
Судами установлено, что утвержденные постановлениями РЭК КО от 27.12.1999 N 222 и от 29.12.2009 N 242 тарифы, которые включали в себя 1 процент целевых отчислений для целей выполнения программы по энергосбережению, не отменены и фактически применялись ответчиком в спорный период при расчетах с потребителями тепловой энергии; в материалах дела отсутствуют доказательства по перечислению обществом указанных целевых средств на специальный счет учреждения.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями названных норм права, статьями 65, 71 АПК РФ суды правомерно удовлетворили исковые требования, так как ответчик не представил доказательств оплаты 17 167 510 руб. целевых средств для реализации программы по энергосбережению за 2010 год.
Довод ответчика о том, что в связи с вступлением в законную силу Закона об энергосбережении, право на установление отчислений на энергосбережение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено, так как Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" признан утратившим силу, а Законом об энергосбережении такое право субъектам Российской Федерации прямо не предусмотрено, был предметом исследования судов и правомерно отклонен на основании статей 73, 76 Конституции Российской Федерации, Закона об энергосбережении, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (далее - постановление N 1225), постановления Коллегии администрации Кемеровской области N 161 от 25.06.2007, Закона КО N78-0З, Положения о порядке формирования целевых средств.
Суды указали, что Закон об энергосбережении не устанавливает запрет на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения. Более того, в части 2 статьи 14 данного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением N 1225 были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области N 161 от 25.06.2007 утверждена долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области" на 2008-2013 гг., постановлением N 363 от 31.08.2010 утверждена Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 г., которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является истец.
Таким образом, оснований для принятия доводов кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7713/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что Закон об энергосбережении не устанавливает запрет на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения. Более того, в части 2 статьи 14 данного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением N 1225 были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области N 161 от 25.06.2007 утверждена долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области" на 2008-2013 гг., постановлением N 363 от 31.08.2010 утверждена Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020г., которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является истец."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2012 г. N Ф04-5158/12 по делу N А27-7713/2012