г. Тюмень |
|
9 ноября 2012 г. |
Дело N А46-2891/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.04.2012 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 (судьи Солодкевич Ю.М., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу N А46-2891/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 101, ИНН 5501108131, ОГРН 1075501005733), общества с ограниченной ответственностью "Оазис" (644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 101, ИНН 5501227058, ОГРН 1105543022331) к администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, Омский район, п. Ростовка, 21, ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о признании незаконным без действия администрации Омского муниципального района Омской области.
Третьи лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от заявителей - Клюге Н.Н. по доверенностям от 17.01.2012;
от ответчика - Пономарева С.Д. по доверенности от 10.05.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" и общество с ограниченной ответственностью "Оазис" (далее - ООО "Меркурий", ООО "Оазис", общества, заявители) обратились с требованием о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области (далее -администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Меркурий" и ООО "Оазис" - по 1/2 доле каждому земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:2142 площадью 332 200 кв.м, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий и объектов - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, Комсомольское СП, п. Ачаирский, 67 км Черлакского тракта, и обязании администрации принять решение о предоставлении в общую долевую собственность обществам - по 1/2 доле каждому земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:2142 площадью 332 200 кв.м, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий и объектов - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, Комсомольское СП, п. Ачаирский, 67 км Черлакского тракта, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителям с предложением о заключении договора.
Определением от 29.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области), а также Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.04.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012, требования заявителей удовлетворены полностью.
Администрация, ссылаясь на нарушение судами статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", обратилась с кассационной жалобой. Просит отменить указанные решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В отзыве на жалобу заявители просят обжалуемые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные письменно доводы.
Учитывая надлежащее извещение третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "Меркурий" и ООО "Оазис" (созданное в результате реорганизации ООО "Меркурий" в форме выделения) на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:2142 площадью 332 200 кв.м, относящемся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, Комсомольское СП, п. Ачаирский, 67 км Черлакского тракта.
В целях реализации исключительного права, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 29.11.2011 заявители совместно обратились в администрацию с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность - по 1/2 доле каждому, указанного выше земельного участка, занятого принадлежащими им на праве собственности объектами недвижимости, с приложением документов, необходимых в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475. Наряду с этим были представлены документы, подтверждающие отчуждение указанных объектов недвижимости из государственной собственность, для приобретения земельного участка на льготных условиях (по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости).
По результатам рассмотрения указанных заявлений обществам направлены письма от 29.12.2011 N 01-01-17/4838 и N 01-01-17/4822, которыми сообщено о направлении запроса в ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области в целях выяснения оснований постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, противоречит пункту 6 статьи 36 ЗК РФ и нарушает исключительное право заявителей на приватизацию земельного участка, ООО "Меркурий" и ООО "Оазис" обратились с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителей, пришли к выводу, что оспариваемое бездействие администрации является незаконным, поскольку не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права обществ на приобретение земельного участка, на котором расположены принадлежащие им объекты недвижимости и который необходим для эксплуатации этих объектов.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, а также федеральными законами.
Согласно статье 29 и пункту 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлены случаи отказа в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Суды исходили из отсутствия доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, установления отношении его федеральным законом запрета на приватизацию, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, отнесения к категориям земель, которые нельзя приватизировать. При этом учтено наличие в материалах дела документов подтверждающих, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, его разрешенное использование - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения; постановлением администрацией от 29.12.2009 N 2758-п была утверждена схема расположения земельного участка, на котором были расположены объекты недвижимости, принадлежавшие на праве собственности ООО "Меркурий", именно на основании заявления этого общества.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы кассатора о том, что не исследовался вопрос о возможности образования отдельных земельных участков, на которых расположены принадлежащие заявителям здания; о соответствии размеров данных участков градостроительным нормам; о необходимости выяснения возможности обустройства отдельных выездов были предметом надлежащего рассмотрения. Они обоснованно отклонены как несоответствующие положениям земельного и гражданского законодательства.
Выводы арбитражных судов также соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.09.2011 N 4275/11.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства.
Изложенные в жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и направлены на переоценку правильно установленных фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.04.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу N А46-2891/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 29 и пункту 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлены случаи отказа в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
...
Выводы арбитражных судов также соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.09.2011 N 4275/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2012 г. N Ф04-4894/12 по делу N А46-2891/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4894/12
24.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4723/12
07.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4723/12
29.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4723/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2891/12