г. Тюмень |
|
14 ноября 2012 г. |
Дело N А70-81/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тюмени на решение от 13.03.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 16.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-81/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кевин" (625046, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, 117, ИНН 7203067571, ОГРН 1027200830910) к Департаменту градостроительной политики Администрации города Тюмени (город Тюмень, улица Орджоникидзе, 24), Администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) о признании незаконным ненормативного правового акта от 11.10.2011 N 176528 Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, об обязании в течение десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров.
В заседании приняли участие представители сторон: от Администрации города Тюмени - Ерохина М.Ю. по доверенности от 08.09.2011 N 286/11; от общества с ограниченной ответственностью "Кевин" - Гонтаровский В.В. по доверенности от 14.02.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кевин" (далее - ООО "Кевин", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики Администрации г. Тюмени (далее - Департамент) о признании незаконным ненормативного правового акта от 11.10.2011 N 176528 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4 и об обязании Департамента в течение десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать ООО "Кевин" разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4.
Определением от 16.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Тюмени (далее - Администрация).
Решением от 13.03.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ООО "Кевин" требования удовлетворены в полном объеме.
Оспариваемый ненормативный правовой акт Департамента от 11.10.2011 N 176528 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников,1/4 признан незаконным.
Арбитражный суд обязал Администрацию в лице Департамента в течение десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать Обществу разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления Общества.
В отзыве на кассационную жалобу, представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество указывает на законность принятых судебных актов.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Кевин" 11.05.2011 обратилось к Главе Администрации с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4, с приложением документов.
Письмом от 11.10.2011 N 176528 Департамент сообщил Обществу об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4, указав при этом, что среди представленных документов отсутствуют предусмотренные пунктами 1, 3, 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ): правоустанавливающие документы на земельный участок; разрешение на строительство; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Кроме того, в письме Обществу указано, что из исполнительной съемки, отображающей расположение построенного объекта, следует, что его часть находится вне пределов предоставленного земельного участка; что для территориальной зоны, в которой находится объект его назначение "магазин смешанных товаров площадью 2318 кв. м" является условно разрешенным видом использования объекта капитального строительства и земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка и максимальный процент застройки в границах земельного участка не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства; имеются несоответствия целевого назначения земельного участка и объекта капитального строительства.
Общество с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства не согласилось, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что отказ Департамента в выдаче заявителю разрешения на ввод объектов в эксплуатацию противоречит положением статьи 55 ГрК РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения, исходит из установленных обстоятельств дела и действующего законодательства на момент возведения пристроенного помещения магазина смешанных товаров, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта Общество обратилось в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является представление всех документов, перечисленных в части 3 статьи 55 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок; разрешение на строительство; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 06.04.1995 между ООО "Кевин" и АООТ "Тюменьтелеком" заключен договор о совместной деятельности - строительстве 12-этажного многоквартирного жилого дома с пристроем (помещение столовой).
В связи с готовностью проектно-сметной документации, разработанной на основании решения исполнительного комитета Тюменского городского совета народных депутатов от 23.04.1990 N Ш/24 "О проектировании жилого дома в микрорайоне "А" жилого района "Восточный", распоряжением администрации города Тюмени от 04.02.1997 N 317 ОАО "Тюменьтелеком" предоставлен земельный участок площадью 0,44 га в аренду сроком на два года для строительства 12-этажного 37-квартирного жилого дома по ГП-8а со встроенно-пристроенной медсанчастью в микрорайоне "А" жилого района "Восточный" в соответствии с прилагаемыми стройгенпланом и выкопировкой из план города и установленных границ в натуре.
На основании распоряжения N 1013 Администрацией с ООО "Кевин" заключен договор от 02.06.1998 N 83/20 аренды земельного участка площадью - 3165 кв.м.
Согласно распоряжению Аадминистрации от 20.07.1999 N 2339 с согласия Общества земельный участок площадью 0,3165 га, предоставленный ООО "Кевин" для завершения строительства пристроенных помещений медико-санитарной части по ГП-10Б в МКР "А" жилого района "Восточный", договор аренды от 02.06.1998 N 83/20 расторгнут, земельный участок площадью 0,2682 га предоставлен с 01.07.1999 сроком на 1 год ООО "СС-Сервис" в аренду для завершения строительства пристроенных помещений под размещение магазина смешанных товаров по ГП-10Б с МКР "А" жилого района "Восточный" в соответствии с прилагаемой выкопировкой.
В июне 1998 года Обществу было выдано архитектурно-планировочное задание на проектирование магазина смешанных товаров по ул. Монтажников на земельном участке, примыкающем к жилому дому.
В архитектурно-планировочном задании 28.10.1999 за N 180 в раздел 5е АПЗ N 151 от 30.06.1998 внесены изменения и дополнения следующего содержания "на площади третьего этажа проектируемого магазина предусмотреть размещение кафе на 50 мест для обслуживания персонала и посетителей".
Распоряжением Администрации от 23.02.1999 N 445 срок аренды предоставленного Обществу земельного участка был продлен.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации г. Тюмени 13.10.1997 ООО "Кевин" выдано разрешение N 137/96-ЛЖ на выполнение всех строительно-монтажных работ на объекте - пристроенное помещение по ГП-10Б к 37-квартирному жилому дому по ГП-8а по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников, 1 в соответствии с индивидуальным проектом, выполненным АООТ "Градъ".
Согласно распоряжению Администрации от 18.04.1997 N 1213 12-этажный, 37 квартирный жилой дом ГП-8а в Восточном микрорайоне, проезд Монтажников, 1 введен в эксплуатацию, утвержден акт приемки законченного строительством объекта.
Как следует из акта приема-передачи от 14.07.1998 и установлено судами, незавершенное строительство двухэтажного кирпичного здания магазина смешанных товаров ООО "Кевин", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. проезд Монтажников, 1, передано в качестве взноса в уставной капитал ООО "СС - Сервис", которое заключило с Департаментом договор от 05.06.2003 N 23-20/251 аренды земельного участка с кадастровыми номером 72:23:0432001:0035 площадью 1754,98 кв.м для завершения строительства пристроенных помещений магазина смешанных товаров и кафе на 50 мест.
В соответствии с договором уступки прав требования от 21.09.2009 право аренды земельного участка с кадастровыми номером 72:23:0432001:0035 площадью 1754,98 кв. м. передано застройщику - ООО "Кевин" от ООО "СС Сервис".
Соглашением от 23.06.2011 о продлении и внесений изменений в договор аренды земельного участка от 05.06.2003 N 23-20/251, заключенным между Департаментом и ООО "Кевин", срок аренды земельного участка Обществу был продлен по 20.06.2012.
С учетом исследованных в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о том, что земельный участок, на котором расположен спорный объект капитального строительства, сформирован в указанных границах по результатам многочисленных изъятий частей смежных участков и предоставлялся первоначально для строительства пристроенных помещений к жилому дому, а затем для завершения строительства магазина смешанных товаров и кафе на 50 мест. Выявленное на ситуационном плане смещение вызвано неточностями при формировании первоначального земельного участка, закрепившееся впоследствии изъятиями частей из его площади. Согласно градостроительного паспорта спорный объект строительства находится в границах красных линий.
В пункте 2.2 вышеуказанного договора аренды земельного участка указано, что на предоставленном земельном участке имеется строящееся двухэтажное здание магазина смешанных товаров и кафе.
Судами установлено, что строительство спорного помещения начато в 1997-1998 годах до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года и за разрешением на ввод в эксплуатацию которого Общество обратилось после передачи в аренду земельного участка, на котором находится спорное строение, с учетом Соглашению с Департаментом от 23.06.2011 о продлении и внесений изменений в договор аренды земельного участка от 05.06.2003 N 23-20/251.
Исходя из положений пункт 2 статьи 4, статьей 8, 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", оспариваемый отказ Департамента в части указания на отсутствие у Общества разрешения на строительство признан судами незаконным.
Судами установлено, что строительство спорного объекта было окончено в 1999 году, то есть в период, когда права на земельный участок принадлежали Обществу.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка доводам Администрации об отсутствии заключения органа государственного строительного контроля о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации.
При этом Обществом представлены в суд заключения о соответствии возведенного строения нормативно-технической и проектной документации, а также соблюдение технологий и отсутствие нарушений действующих правил и стандартов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4, изложенный в письменной форме 11.10.2011 за N 176528, является незаконным.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованным вывод судов о возложении обязанности на Департамент по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Указанный вывод соответствует требованиям пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Администрации, изложенные в жалобе, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, и по существу направлены на переоценку установленных судами по делу обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.03.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-81/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка доводам Администрации об отсутствии заключения органа государственного строительного контроля о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации.
При этом Обществом представлены в суд заключения о соответствии возведенного строения нормативно-технической и проектной документации, а также соблюдение технологий и отсутствие нарушений действующих правил и стандартов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Монтажников, 1/4, изложенный в письменной форме 11.10.2011 за N 176528, является незаконным.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованным вывод судов о возложении обязанности на Департамент по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Указанный вывод соответствует требованиям пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2012 г. N Ф04-4525/12 по делу N А70-81/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4525/12
16.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3460/12
14.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3460/12
16.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3460/12
04.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3460/12
18.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3460/12
13.03.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-81/12