г. Тюмень |
|
3 декабря 2012 г. |
Дело N А75-2775/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.
судей Есикова А.Н.
Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 04.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Фёдоров А.Е.) и постановление от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А75-2775/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Тюменьвтормет" (625059, город Тюмень, улица Щербакова, 180, ИНН 7202073371, ОГРН 1027200824419) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Тюменьвтормет" Крюченков И.В. по доверенности от 10.01.2012.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Тюменьвтормет" (далее по тексту - ЗАО "Тюменьвтормет") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление Росреестра) о признании недействительным сообщения от 09.02.2012 N 03/081/2011-233 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: железнодорожную ветку общей протяженностью 250 п. м, расположенную по адресу: город Сургут, Восточный промрайон, база УПТК "0" причала (далее по тексту - объект недвижимости, железнодорожная ветка) и обязании совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности к ЗАО "Тюменьвтормет" на железнодорожную ветку.
Решением от 04.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ЗАО "Тюменьвтормет" удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Тюменьвтормет".
В обоснование жалобы её податель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанции не учтены все фактические обстоятельства дела, а именно то, что при подаче документов в регистрирующий орган ЗАО "Тюменьвтормет" было предупреждено о возможном приостановлении, отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимости, а также разъяснено, что для государственной регистрации прав на имущество необходимо представить кадастровый паспорт объекта недвижимости. Управлением Росреестра был проведён правовой анализ представленных документов для государственной регистрации прав, в адрес заявителя было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 21.09.2011 N 03/081/2011-233 с изложением причин приостановления; одной из причин приостановления государственной регистрации являлось отсутствие кадастрового паспорта объекта недвижимости. После чего, ввиду неустранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права, 09.02.2012 Управлением Росреестра отказано ЗАО "Тюменьвтормет" в государственной регистрации прав на железнодорожную ветку.
Как указывает податель жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования ЗАО "Тюменьвтормет", не дали оценки доводам Управления Росреестра об отсутствии в предоставленном заявителем пакете документов для государственной регистрации права на недвижимое имущество кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) обязательным условием для осуществления государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершённого строительства является кадастровый паспорт такого объекта, предоставление кадастрового паспорта не требуется, если такой документ предоставлялся ранее или был помещён в соответствующее дело.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергается заявителем, кадастровый паспорт на спорный объект обществом не предоставлялся, был предоставлен только технический паспорт объекта от 17.12.2009.
Представитель ЗАО "Тюменьвтормет" в письменном отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не соглашается с её доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Податель кассационной жалобы в судебное заседание кассационной инстанции не явился, письменно ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Учитывая его надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Домостроитель" (далее по тексту - ОАО "Домостроитель") и ЗАО "Тюменьвтормет" заключён договор от 14.08.2000 купли-продажи имущества в составе: здание общей площадью 1 533,3 кв. м, административно-бытовой корпус общей площадью 2 742,8 кв. м, здание подсобных производств и работ общей площадью 6 538,3 кв. м, а также причальная стенка общей площадью 1 553,3 кв. м, грузовая площадка общей площадью 5 000 кв. м, крановая площадка общей площадью 7 500 кв. м, кран башенный КБ 406 М, кран башенный КБ 405, железнодорожная ветка общей протяженностью 250 п. м, передвижная подстанция ПТП-630/10 КВ 1 (пункт 1.1 договора от 14.04.2000), принадлежащего ОАО "Домостроитель" на праве собственности на основании плана приватизации треста "Сургутнефтегазжилстрой", утверждённого комитетом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа от 11.02.1993.
ЗАО "Тюменьвтормет" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на железнодорожную ветку общей протяжённостью 250 п. м. При этом заявитель указал, что продавец - ОАО "Домостроитель" ликвидирован на основании судебного акта (определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.10.2001).
21.09.2011 Управление Росреестра уведомило ЗАО "Тюменьвтормет" о приостановлении государственной регистрации права в связи с необходимостью представления дополнительных документов, после чего ввиду неустранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права, сообщением от 09.02.2012 N 03/081/2011-233 отказало в государственной регистрации права.
Полагая данный отказ недействительным, нарушающим права и законные интересы общества, приобретшего спорное имущество, ЗАО "Тюменьвтормет" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, требования ЗАО "Тюменьвтормет" удовлетворены в полном объёме. При этом суды сослались на статьи 165, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации сделки и перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации сделки и перехода права собственности.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, одним из оснований для отказа ЗАО "Тюменьвтормет" в государственной регистрации права собственности на железнодорожную ветку явился факт непредставления заявителем кадастрового паспорта объекта недвижимости.
ЗАО "Тюменьвтормет" был предоставлен только технический паспорт объекта недвижимости по состоянию на 17.12.2009.
Данное основание является самостоятельным, то есть не зависящим от наличия (отсутствия) иных оснований для отказа в государственной регистрации права; непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации права (статья 20 Закона о регистрации).
Пунктом 10 статьи 33 Закона о регистрации установлено, что до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниям прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершённого строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещён в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В силу пункта 11 указанной статьи Закона о регистрации после 01.01.2013 кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершённого строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Законом о регистрации основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Закона о регистрации технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Однако, как усматривается из материалов дела, ЗАО "Тюменьвтормет" для проведения государственной регистрации прав на спорное имущество представлялся технический паспорт, выданный 17.12.2009, кадастровый паспорт объекта не представлялся.
Вместе с тем, поскольку право собственности на спорный объект не было зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации, следовательно, кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества ранее не предоставлялся в регистрирующий орган.
Изложенные факты ЗАО "Тюменьвтормет" не оспариваются и не опровергаются.
Таким образом, в данном случае для государственной регистрации права собственности ЗАО "Тюменьвтормет" на спорное сооружение общество обязано было представить кадастровый паспорт объекта.
В связи с непредставлением ЗАО "Тюменьвтормет" на государственную регистрацию кадастрового паспорта, Управление Росреестра правомерно отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Допущенное судами неправильное применение норм материального права в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования ЗАО "Тюменьвтормет".
Судебные расходы по делу отнести на ЗАО "Тюменьвтормет".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2775/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Отказать закрытому акционерному обществу "Тюменьвтормет" в заявленных требованиях.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 11 указанной статьи Закона о регистрации после 01.01.2013 кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершённого строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Законом о регистрации основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Закона о регистрации технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2012 г. N Ф04-5769/12 по делу N А75-2775/2012
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5769/12
24.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6254/12
16.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6254/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2775/12