г. Тюмень |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А75-1560/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение от 05.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Шабанова Г.А.) и постановление от 01.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А75-1560/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (628684, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица Кузьмина, 51, ИНН 8605003932, ОГРН 1028601354088) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления от 27.01.2012 N 78-ОК/22 о привлечении к административной ответственности и представления от 27.01.2012 N 19-ОК/22.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Боровых И.С. по доверенности от 01.10.2012 N 367
Суд установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2012 N 78-ОК/22 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о признании недействительным представления от 27.01.2012 N 19-ОК/22.
Решением от 05.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 01.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
По мнению подателя кассационной жалобы, строительство куста скважин N 27 Ново-Покурского месторождения нефти, происходило без нарушений условий лицензии ХМН 00646 НЭ, условий действующих технологических схем и Рабочего проекта расширения.
Бурение скважин и захоронение твердой обезвоженной массы бурового шлама проводилось в соответствии с Технологической схемой разработки Ново-Покурского месторождения 2005 года.
Проектными документами предусмотрено, что буровой шлам подлежит размещению в шламовом амбаре. В данных проектах не предусмотрено изъятие и вывоз бурового шлама с куста скважин N 27 Ново-Покурского месторождения.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку заявитель в нарушение требований проектного документа осуществил захоронение отходов бурения в шламовом амбаре на территории кустовой площадки, не извлек из шламового амбара буровой шлам и не вывез его на специальный полигон, тем самым нарушив условия лицензионного соглашения. В данном случае шламовый амбар, в котором общество захоронило буровой шлам, являющийся отходом производства 4 класса опасности, не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
По мнению управления, его выводы о несоблюдении обществом экологических, санитарных норм и правил при обращении с отходами производства соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела платежного поручения N 16481 от 14.11.2012, подтверждающего уплату госпошлины за подачу кассационной жалобы (во исполнение определения суда кассационной инстанции от 18.10.2012).
Данное ходатайство судом удовлетворено.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" осуществляет добычу нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в границах Ново-Покурского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 00646 НЭ.
Осуществляя лицензируемый вид деятельности, названное общество произвело бурение скважин на кусте N 27 Ново-Покурского месторождения, которое сопровождалось образованием отходов, в том числе бурового шлама.
По данному факту определением от 11.11.2011 N 1764-ОК/22 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определениями от 17.11.2011 и от 23.12.2011 в рамках возбужденного дела административный орган истребовал у общества лицензию на право пользования недрами Ново-Покурского лицензионного участка, проектную документацию на строительство куста скважин N 27 Ново-Покурского месторождения, заключение экспертизы на указанную проектную документацию, заключение государственной экологической экспертизы на строительство кустовой площадки, протоколы ЦКР, ТКР по утверждению проектной документации, а также иные документы для подтверждения соблюдения обществом требований законодательства при размещении отходов бурения в шламовом амбаре, расположенном в районе кустовой площадки N 27, в том числе документы, подтверждающие вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара.
Истребованные документы, за исключением документов, подтверждающих вывоз, переработку, обезвреживание или использование отходов бурения из шламового амбара скважин куста N 27 Ново-Покурского нефтяного месторождения, были представлены обществом, что подтверждается реестром документов.
11.01.2012 заместителем начальника отдела экологического контроля управления в присутствии представителя общества Халикова П.Р., действующего на основании доверенности от 26.12.2011 N 127, по результатам рассмотрения представленных обществом документов в отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" составлен протокол N 35-ОК/22 об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 и статье 8.2 КоАП РФ.
Обществом представлены объяснения к протоколу, в которых общество указало, что строительство и бурение скважин осуществлялось в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в ФГУ "Главгосэкспертиза России", заключение N 437-09/ХМЭ-1027/02 от 27.10.2009.
27.01.2012 государственным инспектором управления вынесено постановление N 78-ОК/22 о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.2 и статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Из данного постановления следует, что обществу вменяется производство работ по строительству скважин куста N 27 Ново-Покурского месторождения с нарушением Технологической схемы разработки месторождения и условий лицензии (пункта 8.1 лицензионного соглашения), что выразилось в строительстве шламового амбара и захоронении в них отхода 4 класса опасности в нарушение проектных условий.
Указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Обществу также вменяется захоронение отходов бурения в шламовом амбаре, не отвечающем требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанными действиями, по мнению управления, общество нарушило требования статей 3, 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды); статей 1, 3, 11, пунктов 3, 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления); статей 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации; статей 22, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"; пунктов 8.1, 8.5, 8.13 статьи 8 лицензионного соглашения, пунктов 3.5, 4.1.8, 4.1.12, 4.2 Дополнения N 1 к лицензионному соглашению.
Не согласившись с выводами управления, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные административным органом доказательства подтверждают вину ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в совершении вменяемых административных правонарушений.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб. за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Пунктом 8.12 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии ХМН 00646 НЭ, предусмотрено, что ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" должно осуществлять разработку лицензионного участка согласно проектным документам (технологической схеме).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период проведения ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" работ по бурению скважин (2008 год) действующим проектным документом являлась Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения 1994 года (далее - Технологическая схема 1994 года).
В разделе 4.1 данного документа "Требования к конструкции кустового основания" указано, что строительство земляных шламовых амбаров исключается.
В разделе 4.9.1 Технологической схемы 1994 года предусмотрено, что основной объем буровых сточных вод (далее - БВС) поступает с буровой площадки, насосного и дизельного блока и системы очистки бурового раствора в емкость или амбар для сбора БВС, из которых после предварительного отстоя она попадает на узел реагентной очистки. Обработанная коагулянтом и флокулянтом БВС поступает на центрифугу, после которой осветленная часть направляется в емкость (амбар) для сбора очищенной воды, а обезвоженная твердая фаза (осадок), сбрасывается в емкость (амбар) для сбора осадка.
Далее производится обработка твердых отходов бурения вяжущим компонентом, после чего обработанная масса помещается в контейнеры для вывоза с последующим захоронением в специально отведенном месте.
Административным органом установлено в ходе административного расследования и подтверждается материалами дела, что в нарушение Технологической схемы и условий лицензионного соглашения общество осуществило строительство на кустовой площадке шламового амбара, в котором осуществляло накопление, хранение отходов бурения, образующихся в процессе строительства скважин, с последующим их захоронением в том же амбаре, не принимая мер по выполнению работ, предусмотренных технологической схемой до разработки новой Технологической схемы в конце 2009 года.
Суды также указали, что бурение скважин куста N 27 осуществлялось обществом до июня 2008 года включительно, то есть до разработки Рабочего проекта "Расширение кустов скважин NN10, 15, 16, 21, 25, 27, 31 Ново-Покурского месторождения нефти" и получения им положительного заключения. Это подтверждается актами на передачу скважин из бурения в эксплуатацию. Соответственно, общество при производстве работ не могло руководствоваться данным проектом по причине его фактического отсутствия на тот период.
В 2010 году общество приступило к рекультивации шламовых амбаров Ново-Покурского месторождения нефти. ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" заключило договор подряда от 14.03.2008 N 08/36-П с ООО "Нефтеспецстрой". В рамках данного договора была произведена рекультивация шламового амбара куста 27 Ново-Покурского месторождения с засыпкой амбара песком. Это обстоятельство подтверждено справкой о стоимости выполненных работ и затрат, актом о приемке выполненных работ.
На момент проведения работ по засыпке (ликвидации) шламового амбара действующим проектным документом общества являлся проект "Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения", утвержденный протоколом ЦКР Роснедра от 22.12.2009 N 4791 (протокол заседания Территориального отделения ЦКР Роснедра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.07.2010 N 1299, далее - Технологическая схема 2009 года).
В соответствии с разделом 9.4.4 названной Технологической схемы 2009 года, озаглавленной как "Технология очистки бурового раствора и утилизации отходов бурения", конечными отходами после очистки, обезвреживания и осветления отработанного бурового раствора и буровых сточных вод являются обезвоженный буровой шлам и техническая вода. Буровой шлам утилизируется на специальный полигон, где с помощью установки "МЕСТЕК" может перерабатываться в специальные стеновые строительные блоки. Техническая вода, полученная в результате осветления отработанного бурового раствора, используется для технических нужд - для разбавления бурового раствора при регулировании его параметров. В результате этих мер в окружающую среду отходы бурения не попадают.
Если работы ведутся вне зоны приоритетного природопользования, захоронение обезвоженного шлама возможно в теле (насыпи) самой площадки, поскольку вывоз его в другое место в данном случае нецелесообразен.
Исследование судами данных обстоятельств позволило сделать вывод о том, что исходя из указанных документов, захоронение шлама возможно в теле (насыпи) самой площадки, если работы ведутся вне зоны приоритетного природопользования.
Этим разделом также предусмотрено, что если бурение осуществлялось на нефтеэмульсионном растворе, либо в процессе вскрытия имели место нефтепроявления, то есть когда в растворе присутствует нефть, пути утилизации включают, в том числе утилизацию твердых отходов бурения на специально отведенном полигоне. При этом если химическим анализом будет подтверждено отсутствие нефти в шламе, утилизация его производится в обычном порядке.
Суд апелляционной инстанции указал, что под обычным порядком исходя из содержания Технологической схемы понимается размещение бурового шлама в теле (насыпи) самой площадки.
Изложенное свидетельствует о том, что для целей установления в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, применительно к рассматриваемому делу необходимо выяснить наличие либо отсутствие следующих обстоятельств: где ведутся работы по захоронению бурового шлама (в зоне приоритетного природопользования либо вне такой территории); присутствует ли в буровом растворе нефть.
Наличие одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для выявления события вменяемого правонарушения.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2006 N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - особо охраняемые природные территории регионального значения, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера субъектами права традиционного природопользования.
Реестр территорий традиционного природопользования - документ, содержащий официальные сведения об образованных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры территориях традиционного природопользования, включая сведения о субъектах права традиционного природопользования.
Из постановления управления следует, что территория, на которой расположен куст скважин 27 Ново-Покурского месторождения, является территорией родового угодья П.Е. Кинямина (территорией традиционного природопользования).
Административный орган, как лицо, постановление и предписание которого оспариваются в судебном порядке, в силу части 4 статьи 210 АПК РФ обязан представить доказательства отнесения территории, на которой расположен куст скважин 27 Ново-Покурского месторождения, к местам родового угодья П.Е. Кинямина.
Таким документом, исходя из положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2006 N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", является выписка из соответствующего Реестра.
В нарушение установленной обязанности административным органом выписки из Реестра территорий традиционного природопользования, согласно которой куст скважин N 27 Ново-Покурского месторождения включен в территорию родового угодья П.Е. Кинямина, не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о нахождении куста именно скважины N 27 Ново-Покурского месторождения на территории родового угодья П.Е. Кинямина, материалы дела не содержат.
Соответственно, выводы административного органа о том, что в нарушение условий проектной документации общество разместило отходы бурения в шламовом амбаре на территории кустовой площадки в зоне приоритетного природопользования, судами обоснованно признаны ошибочными, не соответствующими материалам дела.
Относительно отсутствия или наличия в отходах бурения примесей нефти, судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с протоколами КХА, выданными лабораторией химического анализа, с периодом отчетности 2009 год, содержание нефтепродуктов в буровом шламе кустовой площадки N 27 составляет 268, 17 мг/кг.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Паспорта опасных отходов, полученные обществом, также свидетельствуют о том, что в компонентный состав отхода входят нефтепродукты.
В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факт нахождения в буровом шламе нефти установлен.
Наличие в буровом шламе нефтепродуктов является основанием для утилизации отходов бурения на специально отведенном полигоне, а не в теле (насыпи) самой площадки.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В 2010 году общество осуществило работы по рекультивации шламовых амбаров Ново-Покурского месторождения нефти. Рекультивация производилась силами ООО "Нефтеспецстрой" по договору подряда N 08/36-П от 14.03.2008. В рамках данного договора была произведена рекультивация шламового амбара куста N 27 Ново-Покурского месторождения с находящимся в нем отходом - буровым шламом, способом засыпки амбара песком. Это подтверждено справками о стоимости работ и затрат, актами о приемке выполненных работ. Работы по засыпке шламового амбара были произведены в период с 01.09.2010 по 31.10.2010.
В нарушение лицензионных требований и технической (проектной) документации ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не осуществило действий по утилизации отходов бурения на специально отведенном полигоне.
Из анализа норм пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 46, пунктов 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, статей 1, 11, 12 Закона об отходах производства и потребления следует, что лицо, которое осуществляет хранение (размещение и захоронение) отходов либо их накопление (складирование на срок не более 6 месяцев), обязано соблюдать установленные нормы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждается, что при производстве обществом буровых работ на кусте скважины N 27 Ново-Покурского месторождения фактически образовался буровой шлам, который в дальнейшем был захоронен в теле (насыпи) кустовой площадки.
Захоронение бурового шлама в теле (насыпи) кустовой площадки осуществлено в нарушение лицензионных условий и проектной документации.
Из указанной проектной документации следует, что шламовый амбар выполняет функцию временного размещения отходов, так называемого шламонакопителя. Он не может являться в данном случае объектом захоронения отходов, в смысле, который предусмотрен статьей 12 Закона об отходах производства и потребления.
Суды, с учетом изложенных обстоятельств, правомерно пришли к выводу, что действия общества по захоронению бурового шлама в шламовом амбаре в нарушение установленных технических и проектных документов образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов по существу спора, фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушения судами норм процессуального и материального права не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 01.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1560/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа норм пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 46, пунктов 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, статей 1, 11, 12 Закона об отходах производства и потребления следует, что лицо, которое осуществляет хранение (размещение и захоронение) отходов либо их накопление (складирование на срок не более 6 месяцев), обязано соблюдать установленные нормы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
...
Захоронение бурового шлама в теле (насыпи) кустовой площадки осуществлено в нарушение лицензионных условий и проектной документации.
Из указанной проектной документации следует, что шламовый амбар выполняет функцию временного размещения отходов, так называемого шламонакопителя. Он не может являться в данном случае объектом захоронения отходов, в смысле, который предусмотрен статьей 12 Закона об отходах производства и потребления.
Суды, с учетом изложенных обстоятельств, правомерно пришли к выводу, что действия общества по захоронению бурового шлама в шламовом амбаре в нарушение установленных технических и проектных документов образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф04-5469/12 по делу N А75-1560/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5469/12
01.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5094/12
08.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5094/12
05.05.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1560/12