г. Тюмень |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А75-3423/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 23.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А75-3423/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (629828, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, поселок Вынгапуровский, улица Ленина, 10, ИНН 8905031779, ОГРН 1038900944180) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - ООО "Заполярнефть", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 330-ОК/16 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 24.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением от 23.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт, которым заявленное ООО "Заполярнефть" требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению Управления Росприроднадзора, не ликвидировав шламовые амбары, ООО "Заполярнефть" допустило нарушения требований пункта 74 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), пунктов 1, 6 раздела 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 (далее - Положение о рекультивации земель), статей 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Заполярнефть", соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый Управлением Росприроднадзора судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой документарной проверки Управлением Росприроднадзора сделан вывод о том, что ООО "Заполярнефть" в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадки N 338 Вынгапурского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления.
На основании акта проверки от 23.12.2011 N 392 Управлением Росприроднадзора выдано ООО "Заполярнефть" предписание от 23.12.2011 N 330-ОК/16 о ликвидации в срок до 17.09.2012 объектов размещения отходов (шламовых амбаров) и рекультивации земельного участка, на котором расположены шламовые амбары кустовой площадки N 338 Вынгапурского месторождения.
Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Заполярнефть" не осуществило ликвидацию шламовых амбаров в соответствии с требованиями законодательства, чем нарушило требования статей 34, 39, 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 12 Закона об отходах, пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, статей 21 и 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, Восьмой арбитражный апелляционный суд исходил из того, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления (также их хранение и захоронение) в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе об отходах.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше".
Из содержания раздела 5 РД 51-1-96 названной инструкции следует, что на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих, предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов. Согласно этим мероприятиям, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, то осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах производилось ООО "Заполярнефть" в соответствии с проектами по обустройству куста скважин N 338 Вынгапуровского месторождения, отходы (буровой шлам) обезвреживались методом отверждения цементным раствором.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 338 Вынгапуровского месторождения (в том числе по сооружению шламовых амбаров) требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается заключением государственной экспертизы от 30.07.2008 N 258-08/ЕГЭ-031 5/02.
Проведение мероприятий по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с условиями проектной документации подтверждается актом N 1 стоимости выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к Договору N Д/2116/11 - 2275 от 09.06.2010.
Рассматриваемые шламовые амбары, как объекты размещения отходов, поставлены на учет Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и включены в региональный реестр объектов размещения отходов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 23.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3423/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше".
Из содержания раздела 5 РД 51-1-96 названной инструкции следует, что на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих, предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов. Согласно этим мероприятиям, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, то осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф04-5697/12 по делу N А75-3423/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5697/12
27.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6005/12
23.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6005/12
09.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6005/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3423/12