г. Тюмень |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А70-2860/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 06.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области (Голощапов М.В.) и постановление от 28.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А70-2860/2012 по иску департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47, ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Иртыш" (626109, Тюменская область, Тобольский район, д. Веснина, 5, ИНН 7206034648, ОГРН 1077206000101) о возврате субсидии в размере 280 000 руб.
В заседании принял участие представитель департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю. по доверенности от 05.03.2012 N 14/724-12.
Суд установил:
департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу "Иртыш" (далее - кооператив, ответчик) о возврате субсидии в размере 280 000 руб.
Решением от 06.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы истец приводит следующие доводы: судами неправильно истолкован пункт 2.1.3 договора о субсидировании N 41/051-11 от 11.10.2011, исходя из смысла которого ответчик обязан в срок до 20.01.2012 представить департаменту информацию об использовании 280 000 руб. суммы, выделенной субсидии, а не представить информацию о сумме, использованной им субсидии; судами неправильно применен пункт 4.18 постановления Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" (далее - Положение о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета).
В отзыве на кассационную жалобу кооператив просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителя истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, что 11.10.2011 между департаментом и кооперативом (получатель) в соответствии с Законом Тюменской области N 64 от 10.11.2010 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета, а также протоколом комиссии по отбору получателей средств областного бюджета от 11.10.2011 N 5 Кпр, заключен договор о субсидировании N 41/051-11 (далее - договор), по условиям которого департамент обязался предоставить получателю субсидию в размере 280 000 руб. на возделывание картофеля и (или) овощей открытого грунта в расчете на 1 гектар посева картофеля и (или) овощей открытого грунта по ставке 7 000 руб. (пункты 1.2, 1.3 договора).
Согласно пункту 2.1.1 договора получатель обязан направить полученную субсидию на выплату заработной платы, уплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выполнение обязательств по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, погашение лизинговых платежей, приобретение семян, горюче-смазочных материалов, средств химизации, сельскохозяйственной техники и оборудования, расчеты за поставленные электрическую энергию, газ.
Субсидия в размере 280 000 руб. перечислена на счет получателя платежным поручением N 413200 от 21.10.2011 (л.д. 15).
Департаментом 05.03.2012 в адрес кооператива направлена претензия N 13/739-12 с требованием о возврате полученной субсидии.
В качестве оснований для возврата субсидии указано на неисполнение пунктов 3.3, 3.4 договора, пункта 4.18 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета.
Неисполнение требования претензии явилось основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 2.1.3 договора в его буквальном понимании не обязывает получателя субсидии в срок до 20.01.2012 представить информацию по состоянию на 01.01.2012 об использовании субсидии в полном объеме.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 5.1 раздела V Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом
Суды, истолковав по правилам статьи 431 ГК РФ условие пункт 2.1.3 договора, пришли к выводу о том, что ответчик не обязан в срок до 20.01.2012 представить информацию по состоянию на 01.01.2012 об использовании всей суммы субсидии.
Оценив представленные доказательства, суды, установили, что ответчик исполнил условия договора (пункт 2.1) в части использования субсидии по целевому назначению.
При таких обстоятельствах судами не установлено оснований для применения последствий, предусмотренных пунктом 3.3 договора, в связи с этим правомерно отказано в удовлетворении иска.
Довод заявителя о том, что судами неправильно истолкован пункт 2.1.3 договора о субсидировании N 41/051-11 от 11.10.2011, мотивирован не нарушением судами статьи 431 ГК РФ, устанавливающей правила толкования договора, а собственным пониманием его смысла, в связи с этим подлежит отклонению.
Ссылка на неправильное применение пункта 4.18 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный пункт содержит правило о том, что срок предоставления информации об использовании субсидии должен быть согласован сторонами в договоре.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2860/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом
Суды, истолковав по правилам статьи 431 ГК РФ условие пункт 2.1.3 договора, пришли к выводу о том, что ответчик не обязан в срок до 20.01.2012 представить информацию по состоянию на 01.01.2012 об использовании всей суммы субсидии.
...
Довод заявителя о том, что судами неправильно истолкован пункт 2.1.3 договора о субсидировании N 41/051-11 от 11.10.2011, мотивирован не нарушением судами статьи 431 ГК РФ, устанавливающей правила толкования договора, а собственным пониманием его смысла, в связи с этим подлежит отклонению.
Ссылка на неправильное применение пункта 4.18 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный пункт содержит правило о том, что срок предоставления информации об использовании субсидии должен быть согласован сторонами в договоре."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф04-5699/12 по делу N А70-2860/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5699/12
28.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6052/12
09.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6052/12
06.06.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2860/12