г. Тюмень |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А45-14144/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу городской общественной организации "Водомоторный клуб "Нива" на решение 01.06.2012 Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2012 (судья Векшенков Д.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-14144/2012
по заявлению городской общественной организации "Водомоторный клуб "Нива" (630047, г. Новосибирск, ул. Северная, 4, ИНН 5402455744, ОГРН 1055400011600)
к правительству Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406632264, ОГРН 1105476012355), Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848), администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14, ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815)
о признании действий (бездействия) незаконными.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Робинзон".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) в заседании участвовали представители:
от правительства Новосибирской области - Литовская И.А. по доверенности от 27.09.2010 N 45,
от городской общественной организации "Водомоторный клуб "Нива" - Малышев К.В. по доверенности от 11.02.2010.
Суд установил:
городская общественная организация "Водомоторный клуб "Нива" (далее - ГОО ВМК "Нива") обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к правительству Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент имущества), администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация района) о признании незаконными действия (бездействия) по отказу в переводе земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также незаконными действия по отказу в предоставлении в аренду земельного участка для использования под лодочную станцию.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнив заявленные требования, ГОО ВМК "Нива" просила признать незаконными действия Департамента имущества и бездействия правительства Новосибирской области по отказу в переводе земельного участка из одной категории в другую, а также признать незаконными действия администрации по отказу в предоставлении земельного участка.
Решением арбитражного суда от 01.06.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву отсутствия правовых оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
ГОО ВМК "Нива", находя выводы судебных инстанций незаконными, в поданной кассационной жалобе просила судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
ГОО ВМК "Нива" считает несоответствующим пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" вывод судебных инстанций о том, что поскольку лодочная станция не относится к промышленным объектам, то исключается перевод земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности. ГОО ВМК "Нива" полагает, что лодочную станцию можно отнести к объектам внутреннего водного транспорта.
В кассационной жалобе ГОО ВМК "Нива" указывает, что в нарушении норм процессуального права не дана оценка тому обстоятельству, что отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую категорию оформлен письмом, а не принятием правового акта; Департамент имущества не наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перевода земельных участков из одной категории в другую категорию. Кроме того ГОО ВМК "Нива" указала на то, что ссылаясь на наличие спора в отношении испрашиваемого земельного участка, судебные инстанции не выяснили характер этого спора и причины его влияния на настоящий спор.
В судебном заседании представитель ГОО ВМК "Нива" пояснил свои доводы, поддержав их в полном объеме.
Представитель правительства Новосибирской области в судебном заседании высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ГОО ВМК "Нива", зарегистрировавшись как юридическое лицо, проведя действия по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, обратилось 16.09.2010 в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:4, площадью 22 463 кв.м для размещения лодочной станции и переводе этого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
Администрация района письмом от 26.12.2011 N 15320/01-12 уведомила ГОО ВМК "Нива" о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что Департаментом имущества отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую категорию земель.
Так, письмом от 31.10.2011 N 8295-14/12 Департамент имущества сообщил администрации района о не утверждении проекта распоряжения правительства Новосибирской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 54:19:180602:4 в Новосибирском районе Новосибирской области из состава земель одной категории в другую" в связи с получением 26.10.2011 отрицательного заключения министерства сельского хозяйства Новосибирской области по вопросу перевода земельного участка из одной категории земель в другую.
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области, давая отрицательное заключение на проект распоряжения правительства Новосибирской области о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, исходило из того, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения возможен в исключительных случаях, цель перевода испрашиваемого земельного участка не относится к исключительным случаям, в связи с чем, перевод данного земельного участка нецелесообразен.
Несогласие ГОО МВК "Нива" с отказом в переводе испрашиваемого земельного участка и отказом в предоставлении земельного участка в аренду под лодочную станцию явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды на основании совокупного толкования норм статей 2, 4, 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исходили из того, что подготовленный проект распоряжения правительства Новосибирской области о переводе спорного земельного участка из одной категории земель в другую категорию в связи с отрицательным заключением не был согласован министерством сельского хозяйства Новосибирской области; имеется спор о праве на земельные участки между ГОО МВК "Нива" и третьим лицом; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, отсутствуют у ГОО МВК "Нива".
Установив фактические обстоятельства дела, проверив обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), суды пришли к выводу о том, что действия Департамента имущества и администрации района соответствуют предоставленным полномочиям и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, а именно: связанных с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Материалами дела подтверждается, что министерство сельского хозяйства Новосибирской области дало отрицательное заключение на проект распоряжения правительства Новосибирской области, указав, что цель перевода испрашиваемого земельного участка не относится к исключительным случаям, в связи с чем, перевод данного земельного участка нецелесообразен.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований целесообразности либо нецелесообразности перевода земельного участка.
Как правильно установлено судами, проект постановления о переводе земельных участков из одной категории в другую на рассмотрение правительства Новосибирской области не вносился в связи с получением отрицательного заключения министерства сельского хозяйства Новосибирской области. Следовательно, незаконного бездействия по рассмотрению вопроса о переводе земельного участка и принятию решения постановлением Новосибирской области не было допущено.
Также судами установлено, что в свою очередь, администрация района и Департамент имущества в пределах своих полномочий рассмотрели заявление о переводе земель из одной категории в другую.
Принимая во внимание изложенное, в связи с недоказанностью наличия совокупности условий для признания недействительными оспариваемых действий (бездействия) суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит ошибочной ссылку ГОО ВМК "Нива" в кассационной жалобе на то, что лодочная станция, под размещение которой испрашивается спорный земельный участок, предназначенная для эксплуатации и хранения маломерных судов (лодок, моторных лодок и катеров), относится к объектам внутреннего водного транспорта, что делает возможным перевод земельного участка из одной категории земель в другую.
Исходя из положений статьи 1 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации и представленных в материалы дела доказательств следует, что деятельность ГОО ВМК "Нива" не связана с внутренним водным транспортом, а лодочная станция не относится к объектам внутреннего водного транспорта.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку являлись предметом исследования в судебных инстанциях, получили соответствующую правовую оценку.
По существу приведенные в кассационной жалобе аргументы не подтверждают неправильное применение судами норм права, не опровергают обоснованность выводов судов, а сводятся к несогласию с оценкой судов доказательств и установленных обстоятельств по делу.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе давать иную оценку доказательствам и устанавливать иные обстоятельства.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые могли быть приняты в основание для отмены обжалуемых судебных актов.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А45-14144/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, а именно: связанных с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
...
Исходя из положений статьи 1 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации и представленных в материалы дела доказательств следует, что деятельность ГОО ВМК "Нива" не связана с внутренним водным транспортом, а лодочная станция не относится к объектам внутреннего водного транспорта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2012 г. N Ф04-6150/12 по делу N А45-14144/2012