г. Тюмень |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А03-6357/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.07.2012 (судья Зверева В.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 (судьи Кресс В.В., Лобанова Л.Е., Терехина И.И.) по делу N А03-6357/2012
по заявлению заместителя прокурора Алтайского края
к Управлению лесами Алтайского края (656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 61, ИНН 2225082616, ОГРН 1072225000297), открытому акционерному обществу "Гипроспецгаз" (191036, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр-т, 16/13, ИНН 7815023475, ОГРН 1027809223254)
о признании недействительным в части договора аренды земельного участка.
В заседании приняли участие представители:
от прокуратуры Алтайского края - Коротаев Д.И. по доверенности от 12.12.2012 N 8-113/2012, письму-поручению от 30.10.2012,
от открытого акционерного общества "Гипроспецгаз" - Филина А.В. по доверенности от 28.05.2012 N Д-69.
Суд установил:
Заместитель прокурора Алтайского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению лесами Алтайского края (далее - Управление лесами) и открытому акционерному обществу "Гипроспецгаз" (далее - ОАО "Гипроспецгаз") о признании недействительным договора аренды лесного участка от 01.07.2011 N 22/3 в части:
-слов пункта 3.3.4 "осуществлять вырубку лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для выполнения работ, после соответствующего согласования с Арендодателем, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации";
-слов пункта 3.4.11 "соблюдать нормы наличия средств, предупреждения и тушения лесных пожаров, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования в соответствии с договором, проектом основания лесов, лесохозяйственным регламентом лесничества";
-слов пункта 3.4.12 "в случае отсутствия средств, предупреждения и тушения лесных пожаров, до начала пожароопасного сезона заключить соответствующие договоры с иными организациями";
-слов пункта 3.4.15 "при возникновении аварийных ситуаций (в том числе лесные пожары), повлекших нарушение экологической ситуации в лесах и гибель лесных насаждений, своими силами и за свой счет в сроки, согласованные с арендодателем, проводить работы по ликвидации последствий";
-слов пункта 3.4.26 "сохранять и приводить за свой счет в надлежащее состояние нарушенные при вывозке древесины дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, речки; осуществлять сдачу дорог, по которым производилась вывозка древесины в состоянии, пригодном для использования арендодателю по акту приема-передачи".
В процессе судебного разбирательства судом принят отказ прокурора от требований в части признания недействительными пунктов 3.4.11, 3.4.12, 3.4.15, 3.4.26 договора аренды лесного участка от 01.07.2011 N 22/3.
Решением от 09.07.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012, производство по делу в части требований о признании недействительными пунктов 3.4.11, 3.4.12., 3.4.15., 3.4.26. договора аренды лесного участка от 01.07.2011 N 22/3 прекращено, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заместитель прокурора просит отменить судебные акты, как вынесенные при неправильном применении норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Прокурор, ссылаясь на статьи 1, 4, 47, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, считает, что законодатель не рассматривает работы, связанные с инженерными изысканиями, как часть строительства; акт выбора земельного участка для строительства трассы магистрального газопровода "Алтай" от 08.11.2010 не может рассматриваться как доказательство начала строительства и проведение изыскательских работ не означает, что в последующем на арендуемом участке будут возведены объекты капитального строительства, поскольку только по результатам обследования делается вывод о пригодности территории для их размещения. Прокурор указывает на неправильное применение к возникшим правоотношениям сторон положений части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждая, что лесным законодательством не предусмотрено право арендатора, использующего лесной участок для проведения изыскательских работ, осуществлять рубку лесных насаждений.
Управление лесами и ОАО "Гипроспецгаз" в представленных отзывах отклонили доводы кассационной жалобы, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "Гипроспецгаз" высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Троицкого района от 15.02.2011 N 76 "О предварительном согласовании ООО "Газпромтрансгаз Томск" места размещения трассы магистрального газопровода "Алтай" с вдольтрассовой ВЛ-10 кВ и кабелем ВОЛС на территории Троицкого района Алтайского края и примерных размеров намечаемой к отводу площади земельного участка" был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства трассы магистрального газопровода "Алтай" с вдольтрассовой ВЛ-10 кВ и кабелем ВОЛС на территории Троицкого района Алтайского края от 08.11.2010 N 26.
В акте о выборе земельного участка согласованы протяженность, план прохождения трассы магистрального газопровода, в том числе по лесным землям.
ОАО "Гипроспецгаз" определено генеральным проектировщиком строительства.
Управление лесами в соответствии с принятым распоряжением от 06.06.2011 N 127 "О предоставлении в аренду лесного участка площадью 0,5 га для выполнения изыскательских работ" заключило с ОАО "Гипроспецгаз" (арендатором) договор аренды от 01.07.2011 N 22/3 сроком действия по 30.05.2012.
В соответствии с пунктом 3.3.4 договора аренды арендатор вправе осуществлять вырубку лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для выполнения работ, после соответствующего согласования с арендодателем, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
Считая, что предоставление арендатору лесного участка для изыскательских работ права на рубку лесных насаждений противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку безаукционный порядок заготовки древесины, а также процедура ее реализации установлены только применительно к строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а инженерные изыскания не являются этапом строительства, и законом не предусмотрена возможность рубки лесных насаждений на лесных участках, предоставленных для изыскательских работ, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела с применением положений пунктов 1, 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 3.1 Проекта освоения лесов утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 05.09.2011 N 168, пункта 2.1 Приказа Роскомзема от 28.12.1995 N 70 (ред. от 10.04.1997) "Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель", пришел к выводу о том, что общество в целях выполнения работ, предусмотренных договором аренды и проектом освоения лесов, вправе осуществлять рубку лесных насаждений, правовых оснований для признания несоответствующим закону условие пункта 3.3.4 договора аренды от 01.07.2011 N 22/3 не имеется.
Выводы арбитражного суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, основаны на правильной оценке доказательств по делу, соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, работы по трассированию линейных объектов входят в состав инженерно-геодезических изысканий.
Право исполнителя инженерных изысканий осуществлять рубку визирок предусмотрено СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", а также пунктами 1, 29, 30 главы 7 Справочника базовых цен на инженерные изыскания для строительства от 01.01.2004.
Пунктом 4.8 Строительных норм и СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденных постановлением Минстроя РФ от 29.10.1996 N 18-77 предусмотрено право исполнителя инженерных изысканий осуществлять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов, и водостоков, устройство дорог, переездов, переправ и других временных сооружений). Понятие "Рубка визирок" включает в себя и такие действия, как рубка лесных насаждений.
Согласно пункту 2.1 Приказа Роскомзема от 28.12.1995 N 70 работы по рубке просек и визирок заключаются в инструментальном задании направления, вешении линий, расчистке от древесно-кустарниковой растительности, рубке визири (просеки) по заданному направлению, обрубке сучьев и складированию их в кучи, а также очистка трассы от растительных остатков для производства измерительных работ, освидетельствование, исправление замечаний.
В силу указанных норм законов суды, установив фактические обстоятельства спора, сделали обоснованный вывод о том, что изыскательские работы, с целью выполнения которых обществу предоставлен в аренду лесной участок, составляют начальный и необходимый этап в строительстве газопровода.
Судами установлено, что представленный ОАО "Гипроспецгаз" проект освоения лесов для выполнения изыскательских работ, подготовленный ООО "Лес-проект", получил положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Управления лесов от 05.09.2011 N 168.
Установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании всестороннего и полного исследования представленных в дело доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого пункта договора аренды, обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что лесным законодательством не предусмотрено право арендатора, использующего лесной участок для проведения изыскательских работ, осуществлять рубку лесных насаждений, являлись предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Не опровергая правильность выводов судов, фактически доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств и установление иных обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не содержит аргументов, подтверждающих нарушение судами норм права при разрешении спора.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.07.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А03-6357/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, работы по трассированию линейных объектов входят в состав инженерно-геодезических изысканий.
Право исполнителя инженерных изысканий осуществлять рубку визирок предусмотрено СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", а также пунктами 1, 29, 30 главы 7 Справочника базовых цен на инженерные изыскания для строительства от 01.01.2004.
Пунктом 4.8 Строительных норм и СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденных постановлением Минстроя РФ от 29.10.1996 N 18-77 предусмотрено право исполнителя инженерных изысканий осуществлять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов, и водостоков, устройство дорог, переездов, переправ и других временных сооружений). Понятие "Рубка визирок" включает в себя и такие действия, как рубка лесных насаждений."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2012 г. N Ф04-6159/12 по делу N А03-6357/2012