г. Тюмень |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А75-3431/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу на постановление от 03.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливера Е.П., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А75-3431/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Заполярнефть" (628464, Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 59/87, ИНН 8905031779, ОГРН 1038900944180) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу (628012, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОРГН 1048600006179) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 328-ОК/16.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее по тексту - ООО "Заполярнефть", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 328-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 28.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 03.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Общества.
В кассационной жалобе Управление просит оставить в силе решение от 28.06.2012. отменить постановление от 03.10.2012. Податель жалобы считает, что судом нарушены нормы материального права. Выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанций при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Управлением Росприроднадзора в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 21.11.2011 N 658, от 17.11.2011 N 649 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что Общество при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, а именно: допущено захоронение отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 346 Вынгапуровского лицензионного участка. Итоги проверки были отражены в акте N 392 от 23.12.2011.
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 328-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым Обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 346) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Заполярнефть" допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, и принял по делу новый судебный акт о признании недействительным предписание N 328-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенное Управлением (Росприроднадзора) в отношении ООО "Заполярнефть", как противоречащего действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная инстанция, оставляя судебный акт без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", указано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее по тексту - Инструкция РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Проанализировав указанные выше нормативные акты, арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, о том, что размещение ООО "Заполярнефть" отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0,5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны гидроизолироваться (пункт 4.12).
Данные требования ООО "Заполярнефть" соблюдены, что подтверждается положениями проектной документации.
Так, в пункте 5.4 книги 4 тома 1 Проекта N 7415 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 346 Вынгапуровского месторождения, а именно:
- шламовые амбары запроектированы из расчета 800 м3 на скважину;
- предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем;
- предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта;
- для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1,25 м.
Материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на кусте скважины N 346 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Общество осуществляло размещение отходов бурения (захоронение бурового шлама) в шламовых амбарах куста скважины N 346 Вынгапуровского месторождения на основании утвержденных уполномоченными государственными органами документов (Управлением Ростехнадзора по ХМАО-Югре сроком по 31.12.2010 утверждены лимиты N 246 от 31.03.2006, в соответствии с которыми разрешено размещение бурового шлама в количестве 20 061,3 т в объектах конечного размещения - шламовых амбарах) в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
ООО "Заполярнефть" проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта N 107 от 22.12.2010 сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к договору N Д/2116/10-1882 от 09.06.2010.
В соответствии с указанным выше актом N 107 от 22.12.2010 осуществлена рекультивация четырех шламовых амбаров куста скважин N 346.
Мероприятия по рекультивации шламовых амбаров проведены в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
По вышеизложенным основаниям суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительным предписание N 328-ОК/16.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы Управления Росприроднадзора, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии у Общества разрешения на размещение отходов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещенных отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Вмести с тем, ни в акте проверки N 392 от 23.12.2011 ни в предписании не содержится указания на то, что Общество разместило отходы бурения без специального на то разрешения.
Отклоняются доводы Управления Росприроднадзора изложенные в кассационной жалобе, о непригодности земельного участка для произрастании лесных насаждений, об отсутствии в материалах дела проекта рекультивации земель, так как выводов об этом не содержится в оспариваемом предписании и акте.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 03.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3431/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее по тексту - Инструкция РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
...
Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0,5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны гидроизолироваться (пункт 4.12).
...
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещенных отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2012 г. N Ф04-5948/12 по делу N А75-3431/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5948/12
03.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7531/12
17.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7531/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3431/12