г. Тюмень |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А70-1246/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Григорьева Д.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в Тюменской области) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 (судья Минеев О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-1246/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115) о признании недействительным распоряжения.
Третьи лица: Департамент лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1), Коркин Игорь Вячеславович.
В заседании приняли участие представители:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Лысова Т.В. по доверенности от 26.11.2012;
от администрации Тюменского муниципального района - Балахнина С.В. по доверенности от 21.05.2012 N 27;
от Коркина Игоря Вячеславовича - Хижняк А.В. по доверенности от 20.03.2012.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Управление, заявитель) обратилось с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения администрации "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Коркину Игорю Вячеславовичу под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, дом 24" от 05.08.2009 N 4665-ро.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области и Коркин Игорь Вячеславович (далее - Коркин И.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012, в удовлетворении требований отказано.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Считает, что в материалы дела представлено достаточно доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации; у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
В отзывах на кассационную жалобу заинтересованное лицо, Коркин И.В. выразили несогласие с доводами Управления. Просят судебные акты по делу оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон, Коркина И.В. поддержали свои доводы.
Учитывая надлежащее извещение Департамента лесного комплекса Тюменской области о времени и месте проведения судебного заседания, жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в его отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 23.04.2007 N 71 утверждены границы земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, участок N 9, для ведения личного подсобного хозяйства Коркина И.В.
На основании заявления указанного гражданина от 16.04.2007 ОАО "Земельные ресурсы Тюменской области" были проведены землеустроительные работы по установлению границ спорного земельного участка на местности с подготовкой по результатам работ межевого плана.
Границы земельного участка согласованы главой администрации Нижнепышминского района 22.05.2007.
Распоряжением администрации Тюменского муниципального района от 05.12.2007 N 2387-ро Коркину И.В. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0193 общей площадью 8000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов.
На основании договора аренды земельного участка от 29.12.2007 N 17-16/8, заключенного между администрацией и Коркиным И.В., а также кадастрового паспорта индивидуального жилого дома от 21.11.2008 N 1114, выданного ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", за Коркиным И.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом по указанному выше адресу, 09.12.2008 выдано свидетельство 72 НЛ 247128.
На основании распоряжения администрации от 05.08.2009 N 4665-ро Коркину И.В. в собственность за плату предоставлен земельный участок общей площадью 8000 кв.м с кадастровым номером 72:17:1603001:193 под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д.24. В связи с этим заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 09.11.2009 N 17-16/99, а 26.11.2009 этот участок передан по акту приема-передачи.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Тюменской области, и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации Департамент лесного комплекса Тюменской области письмом от 15.11.2011 N 08/3887-11 сообщил Управлению о нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки в д. Железный Перебор (Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4), принадлежащие на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.
Считая, что имеет место наложение земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:193 на земли лесного фонда и оспариваемое распоряжение администрации, связанное с предоставлением спорного участка, не соответствует закону и нарушает права и интересы Российской Федерации, заявитель обратился с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции пришли к выводу, что заявителем не представлена совокупность необходимых доказательств, свидетельствующих о включении в земли лесного фонда части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица.
Кассационная инстанция считает выводы судов правомерными исходя из следующего.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общая площадь - 98486 га, кадастровый (или условный) номер объекта - 72:17:0000000:0039, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз. Вместе с тем право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Коркиным И.В. В связи с этим судами при рассмотрении спора отмечена конкуренция упомянутых фактов регистрации права.
В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 72:17:1603001:193, в которой указано, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под жилой дом" и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Кроме того, согласно землеустроительному делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению; если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном соответствующим органом.
Проанализировав изложенные нормы права, оценив доказательства и установленные обстоятельства дела, суды обоснованно указали следующее: кадастровые работы в отношении земельного участка лесного фонда не проводились, проведение в 1998 году лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесхоза не заменяет кадастровые работы; границы лесхозов и выделов определены по естественным границам лесного фонда картометрическим методом, в то время как кадастровые работы по установлению границ спорного земельного участка Коркина И.В. производились методом геодезических измерений; Департамент лесного комплекса Тюменской области не уполномочен на проведение кадастровых работ или кадастрового учета. В связи с этим сформулирован также вывод о том, что представленные доказательства наложения земельного участка Коркина И.В. на лесной участок (карта-схема по материалам лесоустройства, карта-схема местоположения и границ лесных участков с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:193) с достоверностью не подтверждают факт наложения земельного участка Коркина И.В. на земли лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Кассационной инстанции считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, в целом они направлены на переоценку выводов судов по обстоятельствам дела.
Таким образом, нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с этим жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А70-1246/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению; если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном соответствующим органом."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф04-6198/12 по делу N А70-1246/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6198/12
18.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6904/12
02.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6904/12
02.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6941/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1246/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1246/12